Редактирование История Башкортостана (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== До 1917 года == Башкиры представляют собой один из древних народов Евразии, сформировавшийся на Южном Урале как самостоятельный этнос в первой половине 1 тысячелетия н. э. Первые письменные упоминания об отдельных племенах, вошедших в состав башкирского народа, встречаются в сочинениях Геродота (5 в. до н. э.). На карте Птолемея (2 в. н. э.) показана р. Daiks (ныне р. Урал). Ценные сведения содержатся в соч. Саллама Тарджемана (9 в.) и [[Ахмед ибн Фадлан|Ахмеда ибн Фадлана]] (10 в.); ал-Балхи (10 в.) писал о башкирах как о народе, разделенном на две группы, одна из которых обитала на Южном Урале, другая — около Дуная, близ границ Византии. Его современник Ибн-Русте отмечал, что башкиры — «народ самостоятельный, занимающий территории по обеим сторонам Уральского хребта между Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика». Географ Идриси (12 в.) упоминал Внутреннюю Башкирию, Внешнюю Башкирию и башкирские города Немжан, Гурхан, Каракия, Касра и Масра.<ref>http://www.bashkortostan.ru/republic/history.php</ref> Союзы башкирских племен в конце тысячелетия стали постепенно перерастать в ранние государства. В X—XI вв. у них сложился определенный социально-экономический и политический уклад жизни. Сохранились многочисленные исторические предания о том, что в отдаленном прошлом основу башкирского этноса составил устойчивый союз 7 племен, а государственные образования возглавляли Башкорт-хан, Муйтен-бий, Майкы-бий, Мясем-хан, Джалыкхан. Не случайно арабские авторы конца первого тысячелетия н. э. Саллам Тарджеман, [[Ахмед ибн Фадлан]], Джейхани, Абу-заид Аль Балхи и другие писали о башкирах как о давно живущем на Южном Урале крупном этносе. Знаменитый персидский историк Рашид ад-дин упоминает о существовании до татаро-монгольского нашествия, наряду с такими странами, как Дешт-и-Кыпчак, Булгар, Русь, Черкес, и страну Башкорт, имея в виду территорию Южного Урала. С X века среди башкир распространяется ислам, ставший в XIV веке господствующей религией и явившийся одним из главных факторов сохранения башкирского этноса.<ref>http://www.bashkortostan.ru/republic/history.php</ref> Важной особенностью истории башкир является то, что на протяжении многих веков они жили по соседству или в составе довольно крупных государственных образований, таких как Тюркский каганат, Хазарский каганат, Дешт-и-Кыпчак, Булгарское ханство, Золотая Орда, что негативно влияло на их политическую консолидацию и заставляло искать, наряду с борьбой против них, другие формы сохранения этнической и территориальной целостности, национальной самобытности. В частности, когда началось татаро-монгольское нашествие, башкиры после упорного сопротивления вынуждены были пойти на соглашение с завоевателями и признать верховную власть их хана. Это позволило им добиться определенной автономии в составе Золотой Орды.<ref>http://www.bashkortostan.ru/republic/history.php</ref> После распада Золотой Орды башкирские племена пребывали в составе Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханств и частично Астраханского ханства. В сложной обстановке середины ХVI в., когда не было реальных условий для создания самостоятельного государства, башкиры нашли верное для того времени решение — принять русское подданство на основе соглашения с правительством царя Ивана Грозного и тем самым обрели возможность для нормального существования.<ref>http://www.bashkortostan.ru/republic/history.php</ref> В первые века нахождения в составе России башкиры занимали огромную территорию от среднего течения и верховьев р. Тобол до Волги в районе Саратова и Самары, от р. Илек и Яик до среднего течения Камы и низовьев Сылвы.<ref>http://www.bashkortostan.ru/republic/history.php</ref> В результате вхождения Башкортостана в состав Русского государства в крае прекратились феодальные междоусобицы, что положительно сказалось на развитии хозяйства и росте численности населения. Устанавливались хозяйственные и культурные связи между башкирами и русскими переселенцами, развивались производительные силы башкирского края, происходило усиление границ Российского государства. Русское правительство гарантировало сохранение за башкирами занимаемых ими земель на основе вотчинного права, башкиры же, признав себя подданными русского царя, обязались за свой счет нести военную службу и вносить в казну поземельную подать (ясак) медом и пушниной. В 1574 г. на месте древнего башкирского поселения был основан город Уфа — административный центр края и будущая столица Башкортостана.<ref>http://www.bashkortostan.ru/republic/history.php</ref> Постепенно царские власти, по мере укрепления своих позиций, повели в Башкортостане двойственную политику: официально придерживаясь условий присоединения, встали на путь их нарушения. С сер. XVII в. они приступили к захвату башкирских земель. На них строились крепости, с конца XVIII века — заводы. К началу XVIII века на территории башкир появилось 31 укрепление. Земли вокруг них раздавались дворянам, монастырям, купцам, мелким служилым людям. Уфимские воеводы допускали произвол и насилие по отношению к коренным жителям при сборе ясака и судопроизводстве. Во 2-й половине XVII — начале XVIII веков неоднократно предпринимаются попытки христианизации башкир-мусульман. Захват земель, рост налогов и повинностей вызывали недовольство башкир. Отстаивая свои земли и свободу, они подавали челобитные на имя центральной власти, затем многократно — в 1616, 1645, 1662-64, 1681-84, 1704-11 годах поднимали восстания против колониального угнетения. Борьба велась на огромной территории под лозунгами отстаивания условий принятия подданства, на которых башкиры вошли в состав России.<ref>http://www.bashkortostan.ru/republic/history.php</ref> Активнейшее участие башкиры приняли в Крестьянской войне 1773—1775 гг. — крупнейшем в России антифеодальном движении под руководством Е. И. Пугачева. Весь второй этап восстания — с апреля до середины июля 1774 года — пришелся на территорию Башкортостана. Дважды за все время Крестьянской войны повстанцы подступали к Уфе, но взять ее штурмом не смогли. Одним из виднейших сподвижников Пугачева стал поэт-импровизатор, национальный герой башкирского народа Салават Юлаев. Проявив себя талантливым военачальником, Салават Юлаев осуществлял руководство крупными очагами повстанческой борьбы, распространял пугачевские манифесты среди населения, снабжал армию Пугачева деньгами, провиантом, снаряжением, занимался мобилизацией воинов. После поражения восставших был пленен правительственным отрядом, подвергнут наказанию и сослан на пожизненную каторгу в Рогервик (Палдиски, Эстония).<ref>http://www.bashkortostan.ru/republic/history.php</ref> Непрерывные восстания ХVII—ХVIII вв. вынуждали царское правительство вносить существенные коррективы в свою политику в крае, идти на определенные уступки не только в отношении башкир, но и всего остального населения. ХVII—ХVIII вв., когда башкиры и другие народы настойчиво отстаивали свои права, вполне можно охарактеризовать как героический период в истории Башкортостана. В то же время нельзя не обратить внимание на то, что жестокое подавление восстаний приводило к разрушению производительных сил башкирского общества и значительному сокращению численности коренного населения. К концу ХIХ века башкиры уже занимали второе место после русского населения края по численности. Продолжалось ущемление вотчинных прав башкир на землю — к середине XVIII в. башкиры потеряли около половины своих земель, а к началу XX века за коренным населением Башкортостана сохранилось не более 20 процентов владений.<ref>http://www.bashkortostan.ru/republic/history.php</ref> В первой половине ХIХ в. в Башкортостане, как и во всей стране, происходили разложение и кризис феодально-крепостнической системы хозяйства, развитие рыночных отношений, обострение социальных противоречий, приведших к великим реформам середины и второй половины ХIХ в. Несмотря на некоторые изменения в жизни населения в лучшую сторону, в целом положение народных масс оставалось тяжелым, о чем свидетельствовали новые волнения и восстания. Для башкирского населения ХIХ век был временем существенной перестройки социально-экономического уклада жизни. Оно переживало завершающую трансформацию от полукочевого скотоводческого хозяйства к земледелию и оседлости. Крупнейшим политическим и социально-экономическим событием в стране стала отмена крепостного права. На основе царского Манифеста от 19 февраля 1861 крестьяне были освобождены от крепостной зависимости. Составной частью реформ являлась отмена кантонной системы управления башкирами и мишарями, которые в 1863 году были переведены в гражданское сословие. Вместо военной службы они были обложены денежными налогами и оказались под властью гражданской администрации.<ref>http://www.bashkortostan.ru/republic/history.php</ref> На социально-экономическое и политическое состояние башкирского общества оказали также серьезное влияние массовое переселение в Башкортостан крестьян из центральных районов, заселение ими башкирских земель. Все это еще более осложняло непростой процесс перестройки жизни, делало его тяжелым, драматичным, отрицательно сказалось на уровне жизни башкир. Можно отметить тот факт, что вторая половина ХIХ в. являлась одним из сложнейших периодов башкирской истории. Не случайно русские публицисты-демократы конца ХIХ — начала ХХ века с озабоченностью поднимали вопрос об исторической судьбе башкирского народа.<ref>http://www.bashkortostan.ru/republic/history.php</ref> Адекватно основным этапам исторического развития формировалась культура башкир. Они создали богатейший фольклор, отражающий наиболее существенные стороны своей жизни. Со времени принятия ислама развивались письменная духовная культура и своеобразная система образования. Через эту религию башкиры восприняли немало достижений восточных народов. На новой родине — в Башкортостане развивалась также культура представителей русского, татарского, мишарского, чувашского, марийского и других народов.<ref>http://www.bashkortostan.ru/republic/history.php</ref> Несмотря на политику царской России «разделяй и властвуй» и непрерывные восстания, мирные отношения между башкирами и русскими в ХVIII—ХIХ вв. продолжали укрепляться. Этому способствовали торгово-экономические связи, совместная военная служба башкир и русских по охране юго-восточных границ страны и участие башкирской конницы в войнах России с соседними государствами, прежде всего в Отечественной войне 1812 г.<ref>http://www.bashkortostan.ru/republic/history.php</ref> Век XX для Башкортостана был сложным и противоречивым. Он наполнен драматическими и трагическими событиями. Одной из главных особенностей исторического развития края в эти годы было его интегрирование в составе России и СССР.<ref>http://www.bashkortostan.ru/republic/history.php</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы