Редактирование Индия (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Экономика == {{main|Экономика Индии}} Индийское правительство Объединённого прогрессивного фронта во главе с Индийским национальным конгрессом, пришедшее к власти в 2004 году, будет продолжать осуществление реформы, направленной на либерализацию, расширение свободы рыночных сил и открытости экономики. Вместе с тем, реформа будет проводиться постепенно, при сохранении базовых структур государственного сектора (прежде всего в сфере инфраструктуры) и государственного регулирования экономики (включая планирование — пятилетние и годовые, федеральные и штатовские планы). Политика в отношении государственных предприятий будет состоять не в их приватизации (все прибыльные предприятия, как правило, останутся в государственном секторе), а в повышении их эффективности и адаптации к рыночной среде. Расширение частного сектора в экономике будет происходить, главным образом, путем стимулирования новых частных капиталовложений (прежде всего производственных) в реальном секторе экономики. Расширение свободы рыночных сил будет сочетаться с активной ролью государства в решении важнейших проблем социально-экономического развития (занятости, бедности, здравоохранения, образования, выхода на передовые рубежи научно-технического прогресса, обеспечения единства страны, национальной безопасности и конкурентоспособности экономики в условиях глобализации). Годы реформы характеризуются положительной динамикой экономического роста. Если среднегодовой темп прироста ВВП в дореформенное десятилетие (1981/82 — 1990/91 гг.) составлял 5,6 %, то в последующие 10 лет он увеличился в среднем до 5,8 %, а в 2001/02 — 2004/05 г — до 6,3 %. Растущая вовлеченность индийской экономики в мировую усиливает ее зависимость от конъюнктуры мирового рынка, которая становится все более важным фактором колебаний темпов экономического роста. Характер индийской экономической реформы (сходный с китайской) — постепенность ее проведения и уменьшения протекционизма, сохранение базовых структур государственного сектора и государственного регулирования экономики — позволили Индии (как и КНР) успешно противостоять шоковым ситуациям в мировой и внутренней экономике: избежать финансового кризиса 1997—1998 гг., выдержать взлет мировых цен на нефть и сильную засуху в Индии в 2002 г. Это говорит об относительно высокой степени экономической стабильности, адаптации к увеличению открытости экономики и вызовам глобализации. Положительным фактором, определяющим возможность ускорения темпов экономического роста, является наметившееся в последние годы повышение доли сбережений в ВВП, которая в 2003/04 г достигла рекордного уровня в 28,1 %. Доля капиталовложений в ВВП также поднялась до 26,3 % в том же году. В последние три года одним из факторов, сдерживавших превращение сбережений в капиталовложения и рост последних в Индии был чистый отток капитала из страны — в 2003/04 г он составил 1,8 % ВВП. Поэтому важной задачей правительства является увеличение капиталовложений в экономику. Оно намерено существенно увеличить государственные капиталовложения в развитие инфраструктуры с одновременным привлечением частных инвестиций в эту сферу (прежде всего в сферу энергетики). Для расширения масштабов финансирования государственных объектов намечается использование части валютных резервов страны, достигших к началу 2005 г. 130 млрд.долларов. Предполагается выделять на эти цели 5 млрд.долларов в год. Правительство также намеревается направлять средства, полученные от продажи акций государственных предприятий, в Национальный инвестиционный фонд, средства которого будут частично использованы на социальные цели, а частично на финансирование развития государственных предприятий. Одновременно государство намерено создавать благоприятный климат для частных инвестиций, включая иностранные. Последние будут особенно поощряться в сфере инфраструктуры, высокотехнологичных и экспортно-ориентированных отраслей и предприятий. Индия нуждается и может абсорбировать в два-три раза больше иностранных прямых инвестиций по сравнению с уровнем 2004 г., составлявшим 0,8 % ВВП (в то время как в КНР он составлял 4,3 %). Однако, по оценке Плановой комиссии, вклад иностранных прямых инвестиций в повышение уровня капиталовложений вряд ли сможет превысить 1-1,5 % ВВП. В то же время увеличение годового темпа прироста ВВП до 8 % требует увеличения уровня капиталовложений на 6 % ВВП. Таким образом, увеличение уровня инвестиций на 4,5-5 % будет необходимо обеспечить за счет мобилизации сбережений внутри страны. Поэтому одним из главных направлений стратегии правительства является проведение политики, направленной на повышение эффективности как государственного, так и частного секторов, более полное использование существующих мощностей и их модернизация. Одним из факторов, ограничивающих возможности направления бюджетных ресурсов для наращивания капиталовложений, являются большие социальные обязательства государства. Предоставляемые бедноте субсидии составляют в бюджете 2004/05 г 8,8 % общих расходов центрального правительства. Первостепенное внимание будет уделяться развитию образования, (ассигнования на которое будут увеличены до 6 % ВВП, причем их половина будет направлена на начальное и среднее образование). Расходы на здравоохранение будут увеличены до 2-3 % ВВП, с акцентом на его базовом уровне, а для семей бедноты будет введена национальная программа страхового здравоохранения и обеспечен приоритет в области здравоохранения. Будут предприняты меры для обеспечения населения жизненно важными лекарствами по доступным ценам. Рост бюджетных расходов на текущие социальные цели создает риск увеличения бюджетного дефицита и сокращает ресурсы, которые могут быть направлены на увеличение государственных капиталовложений. Однако правительство заявляет, что оно не будет уменьшать дефицит за счет свертывания роста инвестиций на развитие. В то же время оно обязуется ликвидировать дефицит текущего бюджета к 2009 г. Для уменьшения дефицита будет увеличена доля налогов в ВВП путём расширения базы налогоплательщиков, повышения эффективности сбора налогов, устранения «чёрных денег» и т. п. Ускорению темпов экономического роста будет способствовать наметившийся в последние годы рост потребления индийского населения и связанный с ним рост внутреннего спроса. Частное конечное потребление, отражающее розничное потребление индивидуальных хозяйств, возросло в 2003/04 г на 8,3 % (рекордный рост за последние 23 года). Особенно быстро растет потребление товаров длительного пользования, покупки которых в 2003/04 г почти утроились по сравнению с предыдущим годом. Внешнеэкономическая конъюнктура, влияние которой на Индию усиливается в результате проведения экономической реформы и связанного с ней большей открытости ее экономики, в последние годы является неблагоприятной для повышения темпов экономического роста в Индии. Замедление темпов роста экономики развитых капиталистических стран отрицательно сказывается на расширении индийского экспорта, а, следовательно, и внешнего рынка для производимых в стране товаров. Крайне неблагоприятно влияет на экономику страны рост мировых цен на нефть и нефтепродукты, являющихся крупнейшей статьей индийского импорта (27 — 29 % его стоимости). С 1998/99 г по 2003/04 г стоимость импорта нефти и нефтепродуктов возросла с 6399 млн.долларов до 20570 млн долларов, или в 3,2 раза. Все это отрицательно сказывается на внешнеторговом балансе страны, дефицит которого возрос с 12703 млн.долларов в 2001/02 г до 16706 млн.долларов в 2003/04 г. Обеспечение страны нефтью и газом является одной из важнейших проблем страны. Добыча нефти в Индии растет крайне медленно: в 2000/01 г она составляла 32,43 млн.т, в 2003/04 г — 33,04 млн.т. В настоящее время потребности страны в нефти оцениваются в 110 млн.т. Медленно растет и добыча газа: В 2000/01 г она составляла 29,48 млрд.куб.м, в 2003/04 г — 31,96 млрд.куб.м. На 1 апреля 2004 г. разведанные запасы нефти и газа в нефтяном эквиваленте составляют 1658 млн.т. По данным индийского министра нефтяной промышленности, разведенных запасов нефти и газа хватит лишь до 2016 г., даже при нынешних небольших размерах добычи. Между тем, потребность в нефти и газе постоянно растет. В 2020 г. потребность в нефти составит 195—245 млн.т., в газе — 64,7-70,8 млрд.куб.м. Поэтому Индии приходится постоянно наращивать импорт нефти и нефтепродуктов, который достиг 90,0 млн.т в 2002/03 г. В этих условиях Индия форсирует разведку новых месторождений нефти и газа, Площадь разведки в 90 блоках сейчас составляет 1,24 млн.кв.км. Но главным направлением остается обеспечение стабильного поступления нефти и газа из-за рубежа. Ведутся переговоры с Ираном, Туркменией, Бангладеш и Мъянмой (Бирмой) о гарантированных поставках газа из этих стран, а также с Пакистаном, через территорию которого должен проходить газопровод из первых двух стран. (Переговоры с Пакистаном осложнены его конфликтными отношениями с Индией.) Для обеспечения регулярного импорта нефти правительство предоставило право государственным организациям покупать акции нефтяных компаний за рубежом. Так, дочерняя компания Комиссии по нефти и газу — ОВЛ (ONGC Videsh LTD) инвестировала 1,7 млрд.долларов в проект ''Сахалин-1'' В конце 2004-начале 2005 г. она приобрела 30 % акций американской компании Ванко энерджи для участия в нефтеразведке на шельфе Берега слоновой кости, 55 % участия в нефтедобыче на шельфе Австралии. В канадской компании Антрим энерджи ОВЛ будет финансировать примерно 80 % стоимости буровых работ. Ей принадлежат доли участия в разработке нефтяных и газовых месторождений в Судане, Вьетнаме, Мъянме, Сирии, Иране, Ираке, Ливии. Индиан ойл компани ведет переговоры о приобретении контрольного пакета акций трех нефтеперерабатывающих заводов в Нигерии, а также планирует инвестировать 1 млрд.долларов в нефтехимический комплекс в Иране. Важной и острой проблемой для экономического роста Индии является развитие электроэнергетики. В 2003/04 г общие мощности в этой отрасли составили 112,1 млн.квт. Планируется увеличить выработку электроэнергии до 144,5 млн.квт к 2006/07 г и 292 млн.квт к 2020 г. Преобладание тепловых электростанций (до 84 % всех энергомощностей) потребует резкого увеличения импорта топлива — нефти, газа и даже угля. Основными направлениями политики государства в сфере электроэнергетики являются ускоренное расширение энергетических мощностей при особом внимании к использованию гидроэнергетических ресурсов, развитию атомной энергетики, а в перспективе — к увеличению доли возобновляемых источников электроэнергии. Еще одним ключевым направлением экономической стратегии является развитие сельского хозяйства, которое занимает центральное место в решении проблем занятости, уменьшения бедности, обеспечения продовольственной безопасности. В годы реформы рост сельскохозяйственного производства несколько замедлился, прежде всего из-за сокращения капиталовложений в эту отрасль. Правительство намерено увеличить государственные инвестиции в развитие ирригации, сельской инфраструктуры, содействовать диверсификации сельскохозяйственного производства с повышением доли более ценных культур, в ближайшие три года удвоить сельский кредит, расширить кредитование мелких и маргинальных фермеров, обеспечить соблюдение законов о минимальной заработной плате сельскохозяйственным рабочим, содействовать гарантированному сбыту сельскохозяйственной продукции по рентабельным ценам, обеспечить протекционистскую защиту крестьянам от импорта. В реализации этих целей, наряду с активизацией соответствующих государственных организаций, правительство намерено резко расширить роль поддерживаемой государством кооперативной системы. Важной проблемой в условиях глобализации и расширения открытости индийской экономики является расширение производства на экспорт. В индийском экспорте преобладают изделия обрабатывающей промышленности. В 2002/03 г их доля в стоимости экспорта составляла 76,6 %, в том числе текстильных изделий (включая одежду) — 21,1 %, ювелирных изделий — 17,2 %, продукции машиностроения — 17,1 %, химической продукции — 14,2 %. Эти товары и в дальнейшем будут основными экспортными статьями страны. Однако растущее перепроизводство многих изделий мировой обрабатывающей промышленности, усиливающаяся механизация производственных процессов (относительно сокращающая преимущества дешевого труда) будут затруднять расширение их экспорта. Увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции будет сдерживаться растущим потреблением продовольствия в самой Индии, а также протекционистской защитой сельского хозяйства в большинстве стран. Хорошие перспективы существуют для расширения индийского экспорта информационных услуг. Они определяются наличием большого числа квалифицированных специалистов в области программного обеспечения, относительной дешевизной предоставляемых ими услуг и быстрым расширением мирового рынка информационных услуг. Индийская отрасль программного обеспечения является самой быстро растущей в мире. На ее долю приходится 18,5 % мирового рынка программного обеспечения. Ожидается, что к 2010 г. индийский экспорт информационных услуг превысит 50 млрд.долларов. Индийские достижения в сфере информационных услуг могут стать рычагом для развития конкурентных преимуществ и в других сферах, включая ряд отраслей машиностроения и научных исследований, особенно биотехнологий, медицины, фармацевтики, сельского хозяйства, а также образование. Сфера услуг в Индии занимает доминирующее место в структуре ВВП. С 1950/51 г по 2002/03 г ее доля возросла с 28 % до 51 %. Опережающее развитие сферы услуг (прежде всего информационных) рассматривается как возможность к 2020 г. стать экономикой, в которой будет преобладать услуги, базирующиеся на знании (а не экономикой, главную роль в развитии которой играет капитал). === Финансы === {{main|Финансы в Индии}} ==== Деньги ==== ===== Курс рупии ===== 20 июня 2024 года было сообщено, что курс индийской рупии к доллару США упал до рекордно низкого уровня.<ref>[https://www.bloomberg.com/news/articles/2024-06-20/indian-rupee-hits-record-low-as-broad-dollar-strength-weighs?cmpid=socialflow-facebook-business]</ref> ==== Ценные бумаги ==== {{main|Ценные бумаги в Индии}} ===== Акции ===== {{main|Акции в Индии}} 8 мая 2024 года отмечалось: «За последние 12 месяцев Sensex и Nifty 50 — два основных биржевых индекса Индии — выросли на 19 % и 22 % соответственно. Долларовый MSCI India за этот же срок и вовсе взлетел на 35 %.»<ref>[https://www.profinance.ru/news2/2024/05/08/cc8j-kuda-rossiya-dela-40-milliardov-dollarov-kotorye-ej-zadolzhala-indiya-za-neft.html]</ref> === Внешнеэкономические отношения === {{main|Внешнеэкономические отношения Индии}} ==== Внешняя торговля ==== {{main|Внешняя торговля Индии}} У Индии дефицит торгового баланса с миром из-за её зависимости от импорта энергоносителей (по состоянию на 2024 год).<ref>[https://www.profinance.ru/news2/2024/05/08/cc8j-kuda-rossiya-dela-40-milliardov-dollarov-kotorye-ej-zadolzhala-indiya-za-neft.html]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы