Редактирование Государственные финансы России в XXI веке (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Бюджеты == {{main|Государственные бюджеты в России в XXI веке}} === Бюджет расширенного правительства === {{main|Бюджет расширенного правительства России в XXI веке}} С 2001 по 2008 год в среднем профицит бюджета расширенного правительства России составлял 6,1 %, а в 2005 году и 2006 году превысил 9 %.<ref>[http://documents.worldbank.org/curated/en/563031497436564657/pdf/110765-SCD-P153080-PUBLIC-RUSSIAN-DecSCDpaperengforweb.pdf Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование] // Всемирный банк, 2016</ref> В 2011—2013 годах в результате значительного сокращения доли расходов в ВВП и увеличения нефтяных доходов госбюджет был сведён с профицитом. Однако эти достижения носили кратковременный характер: уже в 2013 году бюджет расширенного правительства вновь был сведён с дефицитом на фоне снижения нефтяных и ненефтяных доходов и увеличения расходов региональных бюджетов.<ref>[http://documents.worldbank.org/curated/en/563031497436564657/pdf/110765-SCD-P153080-PUBLIC-RUSSIAN-DecSCDpaperengforweb.pdf Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование] // Всемирный банк, 2016</ref> В 2018 году доходы бюджета расширенного правительства (БРП), по предварительным данным Федерального казначейства, превысили объемы предыдущего года на 1,9 п.п. ВВП, или на 5870 млрд руб. в абсолютном выражении. При этом около 75 % прироста доходов БРП было обеспечено за счет федерального бюджета, в том числе нефтегазовых доходов на 3046 млрд руб., или на 2,2 п.п. ВВП. Ненефтегазовые поступления в консолидированный бюджет РФ в 2018 г. по сравнению с 2017 г. выросли на 2824 млрд руб. в абсолютном выражении, но сократились в долях ВВП на 0,3 п.п. Расходы бюджетной системы России по отношению к ВВП сократились в 2018 г. по сравнению с январем — декабрем 2017 г. на 2,5 п.п. ВВП, увеличившись в абсолютном выражении на 1485 млрд руб.<ref>[https://www.iep.ru/files/text/trends/2018/2018.pdf Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы] — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019</ref> В 2018 году доходы бюджетной системы России продемонстрировали максимальный уровень за 5-летний период, чему во многом способствовала благоприятная конъюнктура цен на сырьевые ресурсы. Расходы бюджета расширенного правительства в долях ВВП в 2018 г., напротив, достигли минимального значения за 5-летний период, что, в свою очередь, стало возможным вследствие действия [[Бюджетное правило в России|бюджетного правила]], значительно ограничившего расходы федерального бюджета. В итоге консолидированный бюджет РФ в 2018 г. был исполнен с профицитом (2,9 % ВВП) — впервые за последние годы.<ref>[https://www.iep.ru/files/text/trends/2018/2018.pdf Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы] — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019</ref> В 2019 году был зарегистрирован профицит консолидированного бюджета России в размере 1,9 % ВВП.<ref>[https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/34950/Russia-Economic-Report-Dec-2020-RU.pdf 16 декабря 2020: 44-й выпуск Доклада об экономике России]</ref> Консолидированный бюджет России в январе-апреле 2020 года исполнен с профицитом 942,5 млрд рублей, что в два раза меньше, чем за аналогичный период 2019 года (1 трлн 890,0 млрд рублей). === Федеральный бюджет === {{main|Федеральный бюджет России в XXI веке}} 2004 год — Введение [[Бюджетное правило в России|бюджетного правила]], по которому нефтегазовые доходы при цене нефти выше $20/баррель поступают в Стабилизационный фонд.<ref>[https://www.vedomosti.ru/economics/galleries/2019/10/07/813035-nasha-politika Наша экономическая политика. Главные события за 20 лет. 8 октября 2019]</ref> === Региональные бюджеты === {{main|Бюджеты регионов России в XXI веке}} В 2015 году в России началось составление рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных. === Местные бюджеты === 26 апреля 2007 года Путин заявил: «Считаю необходимым продолжить процесс укрепления экономических основ местного самоуправления и, в первую очередь, за счёт формирования достаточной доходной базы.»<ref>[http://www.kremlin.ru/acts/bank/25522]</ref> === Межбюджетные трансферты === 3 апреля 2001 года Путин заявил: «Нам крайне необходим прозрачный механизм выделения из бюджета субсидий и региональных трансфертов».<ref>[http://www.kremlin.ru/acts/bank/36350]</ref> В 2004 году был принят Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений».<ref>[http://duma.gov.ru/media/files/R2AImlDlX8KAprU9EeUsZATZikeTlM89.pdf Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации] // Москва, 2013</ref> В 2004 году в России была существенно уточнена система межбюджетных трансфертов (разделение их на нецелевые — дотации и целевые — субсидии и субвенции, связанные с конкретными обязательствами и делегируемыми полномочиями).<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/5610195 Путин]</ref> Вследствие резкого уменьшения налоговых поступлений в федеральный и региональные бюджеты в течение кризиса 2008 года были увеличены межбюджетные трансферты.<ref>[https://documents1.worldbank.org/curated/en/563031497436564657/pdf/110765-SCD-P153080-PUBLIC-RUSSIAN-DecSCDpaperengforweb.pdf Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование] // Всемирный банк, 2016</ref> Межбюджетные трансферты выросли с 8,1 % общих расходов федерального бюджета (или 1,3 % ВВП) в 2000 г. до 45 % в 2010 г.<ref>[https://documents1.worldbank.org/curated/en/563031497436564657/pdf/110765-SCD-P153080-PUBLIC-RUSSIAN-DecSCDpaperengforweb.pdf Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование] // Всемирный банк, 2016</ref> === Контроль === В целях создания правовой основы для разграничения полномочий парламента, финансовых органов и Счетной палаты в области финансового контроля были внесены соответствующие нормы в Бюджетный кодекс (Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ), в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года№ 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», также был принят Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле». Это позволило в рамках совершенствования бюджетного законодательства сохранить и расширить роль парламента в бюджетном процессе. В рамках закона «О парламентском контроле» впервые были определены полномочия парламента в сфере бюджетных правоотношений в форме предварительного, текущего и последующего контроля.<ref>[http://duma.gov.ru/media/files/R2AImlDlX8KAprU9EeUsZATZikeTlM89.pdf Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации] // Москва, 2013</ref> В Федеральном законе от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены понятия и сфера государственного (муниципального) финансового контроля, полномочия органов, осуществляющих этот контроль, методы финансового контроля и установлена ответственность за все виды бюджетных правонарушений.<ref>[http://duma.gov.ru/media/files/R2AImlDlX8KAprU9EeUsZATZikeTlM89.pdf Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации] // Москва, 2013</ref> === Нормативные акты === Был принят Федеральный закон от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». Этим федеральным законом была создана правовая основа для принципиально новой организации бюджетного процесса на всех его стадиях, направленной на повышение самостоятельности и ответственности всех уровней органов государственной власти, а также на повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами. Принципиальная новизна федерального закона заключалась в том, что весь процесс работы над бюджетом стал основываться на новой методологии разработки, принятия и исполнения бюджета, предполагающей переход к среднесрочному бюджетному планированию и к системе бюджетирования, ориентированного на результат.<ref>[http://duma.gov.ru/media/files/R2AImlDlX8KAprU9EeUsZATZikeTlM89.pdf Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации] // Москва, 2013</ref> В целях повышения эффективности процесса формирования проектов бюджетов и отчетов об их исполнении был принят Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 216-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части уточнения сроков составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и отчетов об их исполнении».<ref>[http://duma.gov.ru/media/files/R2AImlDlX8KAprU9EeUsZATZikeTlM89.pdf Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации] // Москва, 2013</ref> В целях создания правовой основы для перехода к формированию бюджетов на основе программно-целевого принципа был принят Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса».<ref>[http://duma.gov.ru/media/files/R2AImlDlX8KAprU9EeUsZATZikeTlM89.pdf Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации] // Москва, 2013</ref> === Прочее === После кризиса 2008—2009 годов цены на нефть вновь быстро повысились. Благодаря этому факту, а также ужесточению бюджетной политики, удалось достичь временного восстановления равновесия государственного бюджета России и обеспечить бюджетное пространство.<ref>[http://documents.worldbank.org/curated/en/563031497436564657/pdf/110765-SCD-P153080-PUBLIC-RUSSIAN-DecSCDpaperengforweb.pdf Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование] // Всемирный банк, 2016</ref> В 2015 году дефицит госбюджета России увеличился до 3,5 % ВВП. Для его финансирования власти использовали средства Резервного фонда, которые сократились с $88 млрд в конце 2014 года до $46 млрд в конце 2015 года.<ref>[http://documents.worldbank.org/curated/en/563031497436564657/pdf/110765-SCD-P153080-PUBLIC-RUSSIAN-DecSCDpaperengforweb.pdf Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование] // Всемирный банк, 2016</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы