ВСМПО-Ависма
Материал из Documentation.
АО «Корпорация „ВСМПО-Ависма“» — российская металлургическая компания, крупнейший в мире производитель титановой продукции.[1]
Является российским монополистом по выпуску титана и титановой продукции.[2] Предприятия, входящие в состав компании, связаны единой технологической цепочкой, на них в общей сложности трудятся более 20 тыс. человек.[3]
«ВСМПО-Ависма» производит 45 % всего мирового титана, который используется в авиакосмической промышленности.[4] Основными потребителями компании являются крупнейшие авиастроительные корпорации мира.[5]
Партнёры корпорации «ВСМПО-Ависма» — ведущие мировые авиастроительные компании: Boeing, Airbus, SNECMA, Rolls Royce, Pratt&Whitney и др. Всего — более 300 фирм в 48 странах мира.[6] Крупнейшие заказчики — американская Boeing и европейская Airbus.[7]
На апрель 2012 года рыночная капитализация корпорации составляла 62,2 млрд рублей ($2,1 млрд). Выручка в 2012 году по МСФО составила $1,42 млрд, валовая прибыль — $592 млн, чистая прибыль — $200 млн.[8]
В 2012 году общий объём отгрузок произведённой титановой продукции для заказчиков вырос на 22 % до 29,3 тыс. тонн, в том числе для зарубежных заказчиков за пределами СНГ — до 17 тыс. тонн, для России и стран СНГ — до 12,3 тыс. тонн.[9]
Контрольный пакет акций (50 % + 1 акция) компании принадлежит менеджменту, блокпакет — 25 % плюс одна акция — «Ростеху».[10]
Содержание |
[править] История
[править] Советское время
История Верхнесалдинского металлургического производственного объединения (ВСМПО) берёт начало 1 июля 1933 года, с пуска под Москвой Завода № 45, которому отводилась роль основного поставщика полуфабрикатов из алюминия и его сплавов для развивающегося советского самолётостроения.[11]
И действительно, с первого дня своего существования, завод стал своеобразным испытательным полигоном внедрения научных идей и технологических разработок в промышленное производство. Под руководством главного металлурга завода С. М. Воронова разрабатывается совершенно новый сплав повышенной прочности М-95, для изготовления силовых элементов скоростного бомбардировщика АНТ-40. В 1935 году внедряются в производство ковочные сплавы АК 5 и АК 6, из которых в течение нескольких месяцев освоено производство более 50 сложных авиационных деталей.[12]
В 1940 году объём выпуска продукции заводом вырос в четыре раза по сравнению с 1936 годом.[13]
Первые бомбардировки завода в июле 1941 года потребовали принятия экстренного решения о строительстве завода-дублёра на Урале. В октябре того же года Государственный комитет обороны СССР постановил полностью эвакуировать завод в город Верхняя Салда.[14]
В условиях суровой уральской зимы, за короткий срок, оборудование было размещено на производственных площадях завода «Стальконструкция», и уже в декабре 1941 года завод выдал первую продукцию на новой площадке. Здесь же разместился завод № 519 наркомата цветной металлургии. Его производственной базой стало оборудование кольчугинского завода по обработке цветных металлов, и двух ленинградских заводов «Красный Выборжец» и им. Ворошилова. Вот так, по велению Времени, соединились в единое целое не только людские судьбы, но истории предприятий со своими традициями, знаниями и опытом, чтобы противостоять общей беде, имя которой — война. Весной 1942 года объём производства завода достиг довоенного уровня, а в 1943 году его проектная мощность была перекрыта в 6 раз, что позволило полностью обеспечить потребность военной авиации. Помимо авиации, производимые полуфабрикаты широко использовались в судо- и танкостроении, производстве боеприпасов и вооружения.[15]
В 1945 году за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны коллектив завода награждён высшей наградой того времени — орденом Ленина.[16]
Послевоенный период времени поставил перед коллективом предприятия задачу освоения и выпуска продукции совершенно иного качественного уровня, для создания новых образцов авиационной техники, в том числе реактивной.[17]
Под руководством известного учёного, доктора технических наук, профессора В. И. Добаткина, на предприятии разрабатываются технологии, и осваивается производство крупногабаритных слитков методом непрерывного литья. Впервые в стране изготовляются полые профили, тонкостенные трубы и крупные штамповки.[18]
Развитие авиационной, ракетной техники и создание мощного отечественного подводного флота требовало применения новых материалов, с более широким спектром возможностей, соответствующих жестким требованиям эксплуатационных характеристик. Одним из таких материалов стал титан.[19]
Решением Совета Министров СССР от 21 июня 1956 года перед заводом была поставлена историческая задача: начать крупносерийное производство слитков и полуфабрикатов из титановых сплавов. В феврале 1957 года был выплавлен первый титановый слиток диаметром 100 мм и весом 4 кг.[20]
В 1959 году вводится в строй действующих кузнечно-прессовый корпус, оснащенный уникальными горизонтальными и вертикальными прессами, среди которых крупнейший в мире — усилием 75 тыс. тс. Растущие потребности в высококачественной продукции, производимой заводом, требовали расширения производства. В реконструкцию предприятия вкладываются колоссальные средства.[21]
В 1966 году вступает в строй действующих новый прокатный цех, производящий листы и плиты из титана и нержавеющей стали. В 1968 году в эксплуатацию вводится литейный цех по выплавке крупногабаритных титановых слитков, предназначенных для создания нового поколения атомных подводных лодок. Проводится огромная работа по разработке, совершенствованию и внедрению в производство новых титановых сплавов под конкретные авиакосмические и судостроительные проекты. Завод по существу становится не только производственным, но и одним из основных научно-исследовательских центров в области развития титанового производства.[22]
18 января 1971 года за организацию производства новой техники коллектив завода награждается орденом Трудового Красного Знамени.[23]
В 1976 году на заводе был выплавлен крупнейший в мире титановый слиток массой 15 тонн.[24]
Но было бы не правильно все успехи и достижения заводчан связывать только с титаном. Длинномерные панели и профили, крупногабаритные штамповки из алюминиевых сплавов, штамповки из стали и сплавов на никелевой основе — вот неполный перечень «не титановой» продукции завода. Изготовленные на нашем предприятии полуфабрикаты были использованы в таких научно-технических разработках, как космический комплекс «Союз — Апполон», корабль многоразового использования «Буран», ракетоноситель «Энергия», гиганты-транспортники АН-124 («Руслан»), АН-225 («Мрия») — практически во всех авиационных и космических проектах бывшего СССР, а также судостроении, химической, целлюлозно-бумажной промышленности, энергетике и других отраслях.[25]
В 1983 году за заслуги в развитии отечественной авиационной металлургии ВСМПО было награждено орденом Октябрьской Революции.[26]
К концу 1980-х годов ВСМПО стало крупнейшим поставщиком титановых полуфабрикатов не только в стране, но и в мире. Количество выплавляемых титановых слитков превышало их количество, производимое всем остальным миром, в полтора раза.[27]
[править] С 1992 года
Успехом в постсоветский период предприятие обязано главным образом своему генеральному директору Владиславу Тетюхину (избран гендиректором в 1992 году) и председателю совета директоров Вячеславу Брешту. Именно им удалось в условиях распада внутренней кооперации сохранить производство и выстроить отношения с зарубежными партнёрами. А также объединить два предприятия, существовавшие в советское время раздельно. Это производитель конечной продукции ВСМПО (Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение, Свердловская область) и поставщика титановой губки «Ависма» (город Березники, Пермская область).[28][29]
Тетюхин разработал смелую концепцию интеграции предприятия в мировую экономику, что в условиях крайней нестабильности отечественной экономической системы способствовало бы сохранению уникального производства. Пришлось рассчитывать только на собственные силы: брать кредиты, инвестировать развитие и реконструировать производство в соответствии с теми требованиями, что выдвигает рынок.[30]
Созданная в объединении система обеспечения качества (СОК) в августе 1993 года сертифицирована германской фирмой TUV-CERT. Одновременно проводилась работа по сертификации самолёто- и двигателестроительными фирмами Америки и Европы: Boeing, Airbus, General Electric, SNECMA, Rolls-Royce, Pratt & Whitney и многими другими. По состоянию на 1 января 2003 года, на ВСМПО действовали 185 сертификатов на основные производства.[31]
Существенным фактором, позволяющим объединению удерживать положение на мировом рынке, являются сложившиеся тесные партнерские отношения с ОАО АВИСМА (г. Березники, Пермская область), крупнейшим в мире производителем титановой губки. Созданная в 1998 году производственно-технологическая корпорация «АВИСМА-ВСМПО» позволяет проводить единые техническую политику и маркетинговую стратегию.[32]
Впервые угроза контролю тандема Тетюхина-Брешта над компанией возникла в 2003 году, когда её акции на свободном рынке стала скупать подконтрольная Виктору Вексельбергу компания «Ренова». После двух лет противостояния Тетюхин и Брешт договорились с Вексельбергом о прекращении конфликта и фиксации статус-кво: у первых двух примерно по 30 % акций, у последнего более 13 %. Одновременно был запущен опцион под названием «русская рулетка». Смысл опциона состоит в том, что каждый участник может предложить остальным выкупить его акции по определенной цене. Если этого не происходит, предложивший получает право выкупить по той же цене акции отказавшихся. В 2006 году этот механизм запустил Вексельберг в расчёте на то, что Тетюхин и Брешт не найдут денег на выкуп его пакета. Однако те выкупили пакет «Реновы» на заёмные средства. Вексельберг оспорил корректность займов, начались судебные тяжбы. В этот момент вмешался «Рособоронэкспорт», заявив, что спорить тут не о чем, поскольку все три пакета акций «стратегически важного для оборонной промышленности предприятия» купит он. Что и произошло к началу 2007 года. Тетюхин согласился сразу и в результате сохранил кресло генерального директора и 4 % акций. Брешт перестал быть акционером. Из бывшего пакета «Реновы» 2-3 % разошлись по портфельным инвесторам, остальное скупил «Рособоронэкспорт», который в результате владеет 66 % акций.[33]
[править] Деятельность
ВСМПО-Ависма — крупнейший в мире производитель титана — слитков и всех видов полуфабрикатов из титановых сплавов.[34] В апреле 2012 году отмечалось, что компания занимает более 25 % мирового рынка титана.[35] ВСМПО-Ависма производит также прессованные крупногабаритные изделия из алюминиевых сплавов, полуфабрикаты из легированных сталей и жаропрочных сплавов на никелевой основе.[36]
ВСМПО-Ависма имеет более 300 международных сертификатов на систему менеджмента качества, методы производства и контроля, отдельные виды продукции из титана и других материалов.[37]
ВСМПО-Ависма глубоко интегрирована в мировую авиакосмическую индустрию и является для многих компаний основным стратегическим поставщиком изделий из титана.[38]
Наряду с титановыми полуфабрикатами на ВСМПО ведутся работы по увеличению производства продукции из алюминиевых сплавов, штамповок из жаропрочных никелевых сплавов и высокопрочных сталей. Компания изготавливает такие изделия, которые с полным правом можно назвать уникальными. Так, в ВСМПО можно изготовить штамповку тележки шасси для аэробуса А380, вес которой почти 3,5 т.[39]
[править] Партнёры
Партнёрами компании ВСМПО-Ависма на мировом рынке являются более 300 компаний в 48 странах мира. На сегодняшний день корпорация обеспечивает до 35 % всех потребностей в титане компании Boeing, 65 % концерна EADS, 90 % компании Goodrich, 100 % фирмы Embraer. По существу, в мире нет ни одной титанопотребляющей авиастроительной фирмы, где бы ни присутствовал титан ВСМПО.[40]
Корпорация ВСМПО-Ависма поставляет катаные прутки из титановых сплавов для изготовления лопаток, а также слитки и биллеты для изготовления дисков двигателестроительным фирмам Snecma, Rolls Royce, GEAE, Pratt & Whitney, Honeywell, фирмам Snecma и Rolls Royce начата поставка штампованных заготовок дисков и раскатных колец. С зарубежными фирмами ВСМПО-Ависма имеет и реализует научно-исследовательские программы по разработке новых титановых и алюминиевых сплавов, новых видов металлургических полуфабрикатов для авиакосмической и других отраслей промышленности.[41]
В 1993 году количество заказчиков у ВСМПО-Ависма составляло 15, в 1995 году — 85, в 1999 году — 158, в 2003 году — 252, в 2007 году — 345.[42]
[править] Боинг
ВСМПО-Ависма является ключевым партнером и поставщиком титана для подразделения «Боинг-Гражданские самолёты». Первое из серии соглашений между «Боингом» и ВСМПО было подписано в 1997 году. В том же году предприятие выпустило первую титановую штамповку для самолета Boeing 767.[43]
В целях расширения сотрудничества и дальнейшей работы над разработкой новых сплавов в 2000 г. был открыт Центр инноваций «Боинг — ВСМПО».[44]
Успешное сотрудничество между Боингом и ВСМПО со временем переросло в долгосрочное партнёрство, итогом которого стало решение компании «Боинг» о размещении заказов на сумму свыше $18 млрд на закупки титановой продукции из России на следующие 30 лет.[45]
В августе 2007 года было образовано совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing (UBM). Совместное предприятие осуществляет механическую обработку титановых штамповок, производимых корпорацией «ВСМПО-Ависма», для самого современного самолёта, разработанного компанией «Боинг» — Boeing 787 Dreamliner. За два года было завершено строительство нового завода и выполнена установка самого современного высокотехнологичного оборудования для механической обработки титановых штамповок. В июле 2009 года состоялся ввод в эксплуатацию предприятия UBM.[46] Общий объём инвестиций в совместное предприятие составил $70 млн.[47]
25 июня 2010 года состоялось подписание пятилетнего контракта между компанией «Боинг» и корпорацией «ВСМПО-Ависма» на поставку титановых штамповок и штамповок первичной механической обработки для самолётов Boeing 787, 777 и 737.[48]
В апреле 2012 года корпорация «ВСМПО-Ависма» продлило на 3 года срок действия существующего долгосрочного контракта на поставку титановой продукции для Boeing — до конца декабря 2018 года. В соответствии с измененным договором, ВСМПО будет продолжать снабжать ежегодно компанию Boeing и ее поставщиков согласованным минимальным количеством титановой продукции завода, необходимым компании Boeing для производства гражданских самолетов. Кроме того, в рамках согласованного ранее отдельного контракта, действие которого истекает в конце декабря 2015 года, ВСМПО будет продолжать поставлять штамповки, изготовленные в закрытом штампе, компании Boeing и ее партнерам для всех гражданских программ компании Boeing, за исключением 747.[49]
[править] EADS/Airbus
С 1990-х годов корпорация ВСМПО-Ависма стала главным поставщиком титана для EADS/Airbus.[50]
В 2006 году корпорация «ВСМПО-Ависма» покрывала 55 — 60 % потребностей Airbus в титане.[51]
В апреле 2009 года EADS/Airbus и Корпорация ВСМПО-Ависма подписали самый крупный и долгосрочный рамочный контракт на поставку титана для компании Airbus и других подразделений EADS до 2020 года.[52]
В августе 2011 года исполнительный вице-президент Airbus по Европе, Азии и Тихоокеанскому региону заявил: «За 10 лет Корпорация ВСМПО-Ависма стала одним из главных партнёров компании Airbus и на сегодняшний день обеспечивает 60 % наших потребностей в титане».[53]
16 августа 2011 года компания Airbus, корпорация Goodrich и корпорация ВСМПО-Ависма, российский производитель титана, подписали долгосрочное соглашение на поставку титана. В рамках этого контракта ВСМПО-Ависма будет поставлять титановые штамповки для основных опор шасси самолета А350-1000 до 2020 года. Goodrich является разработчиком конструкции и поставщиком основных опор шасси А350-1000.[54]
Летом 2013 года отмечалось, что в настоящий момент ВСМПО-Ависма поставляет титановые штамповки для всех самолётов Airbus, включая А320neo, А350 XWB и А380.[55]
[править] Экспорт
На экспорт реализуется до 70 % титановой продукции компании «ВСМПО-Ависма». Всего объединение отгружает продукцию более чем 1500 российским заказчикам и 260 зарубежным компаниям в 39 стран мира. ВСМПО приобрело на мировом титановом рынке имидж надежного поставщика продукции высокого качества. Сегодня предприятие является первым по объемам поставки титана для Airbus Industrie и вторым — для компании Boeing.[56]
Объёмы экспортных поставок ВСМПО в 1997—2001 годах соизмеримы с экспортом всех компаний из США и Японии. В 2002 году компании США отгрузили на экспорт титановой продукции 9000 т, Японии — 7200 т, а ВСМПО — 10538 т.[57]
В 2006 году корпорация ВСМПО-Ависма заключила новые, беспрецедентные по масштабности и значимости, долгосрочные соглашения на поставку титановой продукции со своими стратегическими партнерами: американской авиастроительной компанией Boeing, европейской авиастроительной компанией Airbus, бразильской авиастроительной компанией Embraer (причем контракт касается всех авиационных программ Embraer, в которых применяется титан).[58]
По данным на 2007 год:[59]
- Подавляющая часть продукции «ВСМПО-Ависма» экспортируется. Примерно пополам гигантам Boeing и Airbus. Причём некоторые ключевые модели этих компаний, как, например, Boeing 787 (dreamliner), не могут эффективно производиться без поставок российского титана.
- «ВСМПО-Ависма» имеет экспортные заказы до 2030 года стоимостью под $20 млрд.
[править] Поставки на внутренний рынок
30 % титановой продукции компании «ВСМПО-Ависма» идёт на внутренний рынок.[60]
Основные российские потребители титана — авиастроительные заводы, а также работающие в кооперации с ними мотостроительные.[61]
[править] Закупки сырья
В настоящее время «ВСМПО-Ависма» практически 100 % сырья (ильменит) получает от украинских поставщиков — Вольногорского и Иршанского ГОКов.[62]
В случае перебоев поставок из Украины возможно поставить альтернативное сырьё из Вьетнама или Африки, например. Африканское сырьё ввиду логистики получается в полтора раза дороже, однако к серьёзному удорожанию титановой губки это не приведёт, поскольку в структуре затрат корпорации ильменит составляет всего 2 %.[63]
Россия также располагает месторождением титановых руд — на Алтае, которое по содержанию чуть беднее украинских, но может гарантировать полную сырьевую независимость Корпорации от каких-либо зарубежных поставщиков.[64]
[править] Ural Boeing Manufacturing
Совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing (UBM) образовано в июле 2007 года. Совместное предприятие осуществляет механическую обработку титановых штамповок, производимых корпорацией «ВСМПО-Ависма», для самого современного самолета, разработанного компанией «Боинг» — Boeing 787 Dreamliner: 787-8 и 787-9, а также для Boeing 737 и 777.[65]
UBM осуществляет первичную механообработку титановых штамповок, получаемых из титанового производства ВСМПО-Ависма, расположенного в непосредственной близости от СП. Окончательная обработка деталей планируется на заводе «Боинг» в Портленде, США, и на других металлообрабатывающих предприятиях субподрядчиков. Механическая обработка производится на современных 5-координатных станках с числовым программным управлением.[66]
Помимо высокотехнологичной механообработки больших объемов титановой продукции, в задачи UBM входит развертывание целой производственной системы, основанной на принципах бережливого производства «LEAN», которая существенно снижает расходы на транспортировку и логистику, сокращает сроки поставки конечной продукции, снижает уровень потребления сырьевых материалов.[67]
[править] Сотрудники
Среднесписочная численность работающих в 2014 составила 20,2 тыс. человек, уменьшившись на 290 человек по отношению к предыдущему году. При этом показатель выработки на одного работающего вырос на 20,4 % и составил 2,7 млн руб. на человека.[68]
Средний возраст работающих на ВСМПО соответствует требованиям развивающегося предприятия:[69]
- Руководители — 44 года
- Специалисты — 39 лет
- Рабочие — 39 лет
[править] Владельцы
Бенефициаром «ВСМПО-Ависма» является ее гендиректор Михаил Воеводин. Он вместе с другими менеджерами компании контролирует 65 % её акций. Блокирующий пакет принадлежит структуре «Ростеха» (по состоянию на апрель 2020 года).[70]
[править] Награды
В октябре 2010 года корпорация ВСМПО-Ависма была признана победителем ежегодного федерального конкурса «Таможенный Олимп-2010» в номинации «Лучший экспортёр».[71]
ВСМПО в 2004 году удостоено Премии губернатора Свердловской области в номинации «Квалификация кадров, система подготовки и переподготовки кадров».[72]
[править] Показатели
[править] Производственные
В 2007 году «ВСМПО-Ависма» произвела 34 тыс. тонн титановой губки.[73]
В 2007 году «ВСМПО-Ависма» произвела 27,4 тыс. тонн титана (рекордный показатель), в 2008 году — 25,6 тыс. тонн, в 2009 году — 20,2 тыс. тонн, в 2010 году — 20,7 тыс. тонн, в 2011 году — 24,6 тыс. тонн.[74]
По оценке АКРА, «ВСМПО-Ависма» выпустила в 2019 году около 37 000–38 000 тонн титана.[75]
[править] Финансовые
Выручка компании «ВСМПО-Ависма» (млрд рублей):
- 2011 год: 30,4[76]
- 2012 год: 40,8[77]
- 2013 год: 46,1[78]
- 2014 год: 54,8[79]
- 2015 год: 72,7[80]
- 2016 год: 76,2[81]
Чистая прибыль компании «ВСМПО-Ависма»:[82]
- 2011 год: 3,1 млрд рублей
- 2012 год: 7,3 млрд рублей
- 2013 год: 7,5 млрд рублей
- 2014 год: 4,0 млрд рублей
- 2015 год: 14,4 млрд рублей
- 2016 год: 26,6 млрд рублей
По данным бухгалтерской отчетности за 2010 год, выручка компании составила 24,8 млрд руб., чистая прибыль — 587,9 млн.[83]
Выручка в 2011 году по РСБУ составила 30,4 млрд руб., EBITDA — 6,2 млрд руб., чистая прибыль — 3 млрд руб.[84]
Выручка «ВСМПО-Ависма» по МСФО в 2019 году выросла на 4 % до 105,4 млрд рублей, чистая прибыль — на 36 % до 20,8 млрд рублей.[85]
[править] Ссылки
[править] Официальный сайт
[править] Разделы на сайтах
- Раздел о «ВСМПО-Ависма» на сайте «Ростеха»
- Раздел о «ВСМПО-Ависма» на сайте Коммерсанта
- Раздел о «ВСМПО-Ависма» на сайте РБК daily
- Раздел о «ВСМПО-Ависма» на сайте Metalinfo
- Раздел о «ВСМПО-Ависма» на сайте Vpk.name
- Раздел о «ВСМПО-Ависма» на сайте Ведомостей
[править] Рунет
- [1]
- ВСМПО-Ависма (Свердловская обл.) увеличивает экспорт комплектующих для Боинга в 2,7 раза[2]
- «Мечта» в титана[3]
- Американские самолеты нашли путь через Уральские горы
- Информационная брошюра «Боинг в России»
- Цветная металлургия
- Титановая долина в перспективе увеличится в шесть раз[4]
- Менеджеры крупнейшего производителя титана выкупят половину компании
- Крупнейшие авиастроительные корпорации мира не могут обойтись без уникальной продукции уральской корпорации «ВСМПО-Ависма»
- Встреча с руководителем госкорпорации «Ростехнологии» Сергеем Чемезовым
- Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение вышло на первое место в мире по производству авиационного титана
- ВСМПО вышло на первое место в мире по производству авиационного титана
- Титан играет важную роль для Boeing и России
- Airbus и ВСМПО-Ависма расширяют сотрудничество
- Без российского титана не взлетит
- Титан играет жизненно-важную роль и для России, и для компании Boeing
- Крупный пакет «ВСМПО-Ависма» мог уйти за рубеж
- В 2012 году корпорация ВСМПО-Ависма планирует увеличить выпуск титановой продукции почти на 10 тыс. тонн
- «ВСМПО-Ависма» и Boeing договорились о расширении совместного предприятия и сотрудничества в сфере НИОКР
- В день своего пятилетия Ural Boeing Manufacturing поставляет первый нижний пояс нервюры для крепления крыла к фюзеляжу для самолета 787-9
- Титан модернизируется
- Титан на продажу
- Зигзаг добычи
- В авиации нельзя работать через посредников
- ВСМПО. В надежде на авиапром
- ВСМПО-Ависма: спрос на титан возвращается
- ВСМПО-Ависма не знает слова «дефицит»
- Россия заключила новый контракт на поставки титановых изделий «Боингу». 23 февраля 2015
- Как производится летающий титан. Сентябрь 2014
- [86]
[править] Прочее
- Boeing in Russia
- Санитар бизнеса[5]
- Мировой рынок титана и перспективы его развития
- Rolls-Royce высоко оценил российский титан
- Ильменитовая дружба: связи с Россией только крепнут. Кабмин восстановил торговые отношения с самым крупным потребителем ильменита с Вольногорского ГМК — российским ВСМПО «Ависма». 26 мая 2015
Крупнейшие в мире производители | |
---|---|
Металлургическая продукция | Алюминий • Титан • Палладий • Никель |
Машиностроительная продукция | Танки • Железнодорожные вагоны |
Прочая продукция | Алмазы • Аммиак • Природный газ • Программное обеспечение • Калийные удобрения |
Крупнейшие в России производители | |
---|---|
Металлургическая продукция | Сталь • Олово • Титан • Золото • Ферросплавы • Никель • Палладий • Медь • Алюминий • Калий |
Машиностроительная продукция | Вагоны • Суперкомпьютеры • Микросхемы • Танки • БМП • Автомобили • Сканирующие зондовые микроскопы |
Прочая продукция | Аммиак • Нефть • Природный газ • Алмазы • Спирт • Пиво • Фосфорные удобрения • Уголь • Поливинилхлорид • Калийные удобрения • Аммиачная селитра • Свинина • Угольные электроды |