А380
Материал из Documentation.
Airbus A380 — пассажирский самолёт компании Airbus. Является самым большим, просторным и тихим пассажирским авиалайнером в мире. Он также является и самым экономичным, расходуя менее трёх литров топлива на перевозку одного пассажира на 100 километров пути. Базовый вариант А380 рассчитан на перевозку 525 пассажиров в типовой трехклассной компоновке на расстояние до 15,2 тысячи километров. А380 соответствует действующим ограничениям по шуму. Масса суперлайнера А380 — 280 тонн, высота — 24 метра, длина фюзеляжа — 73 метра, размах крыла — 79,8 метра.[1]
Первый полет — 27 апреля 2005 года. Модель A380-861 получила сертификат 14 декабря 2007 года.[2]
Первый проданный самолёт — MSN003, регистрационный номер 9V-SKA, сдан авиакомпании Singapore Airlines 15 октября 2007. Первый коммерческий трансконтинентальный перелёт с пассажирами (рейс из Сингапура в Австралию, номер рейса — SQ380, на борту находились 455 человек) — 25 октября 2007 года.[3]
На октября 2009 года 19 лайнеров А380 эксплуатировались тремя авиакомпаниями (Singapore Airlines, Emirates и Qantas), выполняя регулярные рейсы в 12 городов мира. В общей сложности Airbus получил 200 заказов на этот самолет от 16 покупателей. С момента ввода первого самолета в эксплуатацию лайнеры А380 совершили более 7,7 тысячи коммерческих рейсов и перевезли более 2,5 миллиона человек по всему миру.[4]
Аэробус А380 — первый в мире магистральный гражданский самолет с двумя полноразмерными палубами по всей длине фюзеляжа. Палубы соединены двумя широкими лестницами в носовой и хвостовой частях. Лайнер может совершать беспосадочные перелёты на расстояние 15 000 километров и брать на борт на треть больше пассажиров, чем Boeing 747. Аэробус А380 самый экономичный среди больших лайнеров: на 100 км расходуется три литра топлива на одного пассажира.[5]
Основной конкурент этой модели — Boeing 747.[6]
Категория: дальнемагистральный, гражданский, пассажирский.[7]
Airport code IATA (International Air Transport Association, Международная ассоциация воздушного транспорта): 380.[8]
В Аэробусе А380 12 одноместных люксов и несколько двухместных.[9]
Люксы снабжены кроватью, гардеробом, лампами для чтения, зеркалом и 23-дюймовым телевизором. По желанию авиакомпаний, на первом этаже лайнера могут быть сделаны бары, бильярдные салоны, души, библиотека и конференц-зал.[10]
Стоимость перелёта из Лондона в Сингапур в классе люкс (на 2005 год) — около 10 000 долларов.[11]
Для пассажиров первого класса предусмотрены пижамы с тапочками, есть возможность закрывать окна и дверь кабины специальными гардинами.[12]
Стоимость одного авиалайнера (на 2005 год) — $281 млн, что на 15 % дешевле двухпалубного Boeing 747.[13]
Количество собранных лайнеров A380 (по состоянию на март 2008 года) — 27.[14]
Первый аэропорт в России, который дал согласие принимать аэробус А380 — московский «Домодедово».[15]
Содержание |
[править] История создания
Разработка лайнера началась в 1994 году под кодом A3XX и продолжалась в течение 10 лет. Обозначение A380 было выбрано по причине того что цифра 8 напоминает поперечное сечение этого двухпалубного самолёта.[16]
Стоимость программы — 12 миллионов евро. Самой сложной частью в проекте стала проблема снижения массы самолёта. Это было достигнуто за счёт применения нового композиционного материала, из которого сделаны фюзеляж и крылья.[17]
Уже на стадии проектирования было получено 55 заказов от 6 заказчиков. Заключительная конфигурация самолёта была утверждена в январе 2001 года. Производство первых компонентов крыла A380 началось 23 января 2002 года.[18]
Главные структурные секции авиалайнера строились на предприятиях во Франции, Германии, Испании, Великобритании. Компоненты для A380 поставляли: Rolls-Royce, SAFRAN, United Technologies, General Electric, Goodrich и другие известные предприятия.[19]
Самый масштабный проект европейского авиастроителя принес ему и большие проблемы. Главные неполадки были обнаружены в электропроводке самолета. Для каждого самолёта требовалось 100 000 проводов и 40 300 соединительных элементов, что составляет около 530 километров электропроводки. Проблемы решались в течение двух лет.[20]
На A380 улучшенная стеклянная кабина и дистанционное управление рулями с помощью электроприводов, связанных с боковой ручкой управления. Устройства отображения информации находятся в кабине экипажа: девять взаимозаменяемых жидкокристаллических мониторов, в том числе два индикатора навигационных данных, два основных индикатора полётных данных, два индикатора работы двигателей, два многофункциональных. Ещё один монитор отображает данные о текущем состоянии всей системы в целом.[21]
После сборки самолёты оборудовались и красились в Гамбурге. На покрытие обшивки каждого лайнера (3100 квадратных метров) требуется 3600 литров краски.[22]
Для обслуживания А380 нужны специальные терминалы для посадки пассажиров. Нагрузка на покрытие взлётно-посадочной полосы измерялось с помощью специальной 580-тонной тележки с грузом, построенной для имитации шасси A380. Для аэробуса А380 достаточны дорожки группы V — 45 метров, их расширения до предполагаемых 60 метров не требуется.[23]
В целях демонстрации и тестирования были построены пять A380.[24]
4 сентября 2006 года состоялось первое лётное испытание A380 с пассажирами на борту. Целью полёта было проверить комфортабельность и качество пассажирских услуг. Самолёт вылетел из Тулузы с 474 сотрудниками концерна Airbus S.A.S. на борту.[25]
В ноябре 2006 года состоялись тестовые полёты с целью проверки работоспособности самолёта в условиях стандартного эксплуатационного режима на авиалинии.[26]
Начало эксплуатации А380 откладывалось почти два года из-за целого ряда технических проблем, что обошлось Airbus в 8,5 миллиарда евро.[27]
[править] Технические характеристики
Лайнер имеет четыре двигателя — Rolls-Royce Trent 900 или Engine Alliance GP 7000.[28]
Уровень шума в кабине A380 на 50 процента ниже, чем у Boeing 747. Внутри самолёта поддерживается более высокое давление воздуха. По мнению разработчиков, эти характеристики позволят снизить утомляемость пассажиров при длительных беспосадочных рейсах.[29]
Размеры:[30]
- Размах крыла: 79.80 метра.
- Длина самолета: 73.00 метра.
- Высота самолета: 24.10 метра.
- Площадь крыла: 845.00 квадратных метров.
- Угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд (градусы): 33.50.
Число мест:[31]
- Пассажиров в кабине трех классов: 555.
- Пассажиров в кабине двух классов: 644.
- Пассажиров в чартерном варианте: 853.
Массы и нагрузки:[32]
- Взлётная: 560 тонн.
- Пустого снаряженного самолета : 276,8 тонн.
- Самолета без топлива: 361 тонн.
- Платная нагрузка: 66,4 тонн.
- Посадочная: 386 тонн.
Лётные данные:[33]
- Крейсерская скорость: 900 километров в час.
- Дальность полета с пассажирами и багажом (с резервами топлива): 15 000 километров.
- Эксплуатационный потолок: 13 000 метров.
[править] Происшествия
10 января 2008 года самолёт A380, принадлежащий компании Singapore Airlines, не смог вылететь из Сингапура в Сидней из-за поломки тягача. Лайнер некоторое время продолжал движение по инерции, затем съехал с полосы и выкатился на газон. В результате происшествия никто не пострадал, самолёт не был повреждён.[34]
[править] Перспективные модификации
Планируется создание следующих пассажирских модификаций: A380-800 на 555 мест, укороченный A380-700 на 480 мест и удлиненный A380-900 на 656 мест. Разработана также грузовая модификация A380F, способная перевозить грузы общим весом до 150 тонн на расстояние до 10 400 км.[35]
Сотрудники Инженерного центра Airbus ECAR в Москве уже завершили ряд ответственных заданий по программе А380F.[36]
Российским конструкторам поручено выполнить значительный объём работ по проектированию частей фюзеляжа, расчётам на прочность, размещению бортового оборудования и сопровождению серийного производства самолётов.[37]
[править] Примечания
- ↑ Самый большой в мире самолет A380 впервые прилетит в Россию
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[1]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[2]
- ↑ Самый большой в мире самолет A380 впервые прилетит в Россию
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[3]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[4]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[5]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[6]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[7]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[8]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[9]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[10]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[11]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[12]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[13]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[14]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[15]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[16]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[17]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[18]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[19]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[20]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[21]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[22]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[23]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[24]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[25]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[26]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[27]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[28]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[29]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[30]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[31]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[32]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[33]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[34]
- ↑ Аэробус А380 (Airbus A380)[35]