Федеральная резервная система

Материал из Documentation.

(Перенаправлено с ФРС США)
Перейти к: навигация, поиск



Федеральная резервная система — центральный банк США. Играет одну из ключевых ролей в разработке и реализации экономической политики в США. Денежно-кредитная (монетарная) политика — одна из главных сфер деятельности ФРС.[1]

Содержание

[править] Независимость монетарной политики

Конгресс предоставил ФРС независимость в проведении монетарной политики, сочетаемую с подотчётностью перед конгрессом и обществом. Независимость ФРС состоит в ее операционной независимости, то есть в самостоятельном выборе инструментов монетарной политики для достижения законодательно установленных целей; невозможности конгресса уволить руководителей ФРС со своих постов только из-за несогласия правительства с их взглядами по вопросам монетарной политики; самостоятельном определении бюджета и штата ФРС; установлении фиксированных, достаточно длительных и перекрывающих друг друга сроков полномочий членов Совета управляющих ФРС, семь членов которого назначаются президентом и утверждаются сенатом через процедуру публичных слушаний.[2]

Ключевые посты председателя и вице-председателя рассматриваются президентом и конгрессом каждые четыре года, в отличие от 14-летнего срока полномочий других членов Совета управляющих. Члены Совета управляющих занимают семь мест в FOMC. Остальные пять членов, согласно закону, выбираются из 12 президентов федеральных резервных банков по принципу ротации, которые, в свою очередь, назначаются посредством процедуры поиска квалифицированных специалистов советами директоров. Выбор затем должен быть утвержден Советом управляющих ФРС. Участие президентов резервных банков в FOMC повышает качество принимаемых решений за счет того, что они хорошо знакомы с состоянием экономики своих регионов, что позволяет тщательно сбалансировать разные интересы.[3]

Операционная независимость, призванная изолировать монетарную политику от влияния краткосрочных политических целей, обеспечивает невозможность использования правительством центрального банка для финансирования бюджетного дефицита и позволяет принимать текущие решения с учетом долгосрочной перспективы, помня, что цели в отношении инфляции и занятости должны выполняться всегда, а не только в какой-то отдельный период.[4]

[править] Подотчётность деятельности

ФРС отчитывается по результатам своей деятельности каждые полгода в регулярном Отчете по монетарной политике, представляемом вместе с соответствующим докладом председателя ФРС конгрессу. FOMC публикует свои заявления немедленно после каждого регулярного заседания, а также, по истечении установленного времени, подробный протокол прошедшего заседания. Официальные лица ФРС часто выступают с речами перед общественностью по широкому спектру вопросов, включая экономическое и финансовое состояние, монетарная политика, регулирование и надзор.[5]

Деятельность ФРС проверяется внешними аудиторами, а операции резервных банков — независимой службой внутреннего аудита каждого резервного банка и персоналом Совета управляющих, который осуществляет контроль и надзор за всей деятельностью резервных банков. ФРС предоставляет общественности и конгрессу подробный ежегодный отчет о консолидированной финансовой деятельности ФРС, который проверяется независимой публичной аудиторской фирмой.[6]

[править] Научная деятельность

В научной деятельности ФРС участвует чуть более 400 экономистов с докторской степенью, которые производят исследования по экономике, по объему сопоставимые с Гарвардом или MIT. Историк экономики Майкл Бордо (Ратгерский университет) и Эдвард Прескотт (сын нобелевского лауреата, экономист Федерального резервного банка Кливленда) в новой статье утверждают, что децентрализованная структура ФРС работает как механизм по созданию и обкатке новых идей по монетарной и финансовой политике.[7]

[править] История

В 1913 году с целью обеспечения стабильности денежно-финансовой системы Соединенных Штатов Конгресс создал Федеральную резервную систему.[8]

Современная структура принятия решений в ФРС возникла в начале 1950-х гг. из-за противостояния ФРС и администрации президента США Гарри Трумэна. Сторонники казначейства в ФРБ Нью-Йорка считали, что нужно таргетировать всю кривую доходности, то есть и долгосрочные ставки тоже, в то время как в совете управляющих ФРС под руководством Уильяма Макчесни Мартина опасались инфляции и считали, что таргетировать нужно лишь краткосрочную процентную ставку. Пытаясь ослабить влияние ФРБ Нью-Йорка, Мартин изменил правила так, что Федеральный комитет по открытым рынкам (FOMC; устанавливает процентную ставку) стал собираться чаще, семь раз в год вместо четырех. Вместо узкого исполнительного комитета решения по операциям на открытом рынке стали приниматься с участием всех 12 президентов региональных ФРБ, которые могли доносить свои идеи до совета управляющих.[9]

В 1986 году председателем ФРС стал А. Гринспен (1987—2006), который сделал два важнейших шага на пути к стабильности цен — он оградил ФРС от политического давления со стороны президента США Дж. Буша (1989—1993), считавшего полезным стимулировать экономику мерами монетарной политики, временно пожертвовав инфляцией. И, во-вторых, он твердо пообещал, что ФРС никогда не будет предпринимать действий, угрожающих ценовой стабильности. Кроме того, А. Гринспен, отказавшись от целей по денежным агрегатам, сделал процентную ставку главным инструментом монетарной политики и активно использовал ее для постоянного доказательства нацеленности политики ФРС на обеспечение стабильности цен. Для США этого оказалось достаточно, чтобы полностью убедить экономических агентов в том, что «как сейчас, так и в будущем» ФРС будет всегда разумно пользоваться инструментами своей политики. В итоге в США появился «якорь инфляционных ожиданий» — экономические агенты вносили в свои бизнес-планы тот уровень инфляции, который прогнозировала ФРС, и это никогда не было самой серьезной ошибкой в их финансовых расчетах.[10]

В 2008 году во время мирового финансового кризиса ФРС приобрела казначейских облигаций и ценных бумаг на сумму 4 трлн долларов, снизила процентные ставки почти до нуля и приняла другие меры для удержания рынков.[11]

[править] Увольнение председателя ФРС

По закону о Федеральном резерве президент США может уволить члена совета управляющих, включая председателя, «имея основания» (for cause). Многолетняя судебная практика по спорам вокруг аналогичных должностей определяет, что к таким основаниям относятся неэффективность, пренебрежение должностными обязанностями или должностное преступление.[12]

За всю историю США президент страны ни разу не увольнял председателя ФРС, хотя нападки Гарри Трумэна и вынудили тогдашнего главу ФРС Томаса МакКейба уйти, но он подал в отставку сам.[13]

[править] Примечания

  1. Некоторые актуальные вопросы взаимосвязи финансовой стабильности и денежно-кредитной политики (на примере Федеральной резервной системы США)
  2. Некоторые актуальные вопросы взаимосвязи финансовой стабильности и денежно-кредитной политики (на примере Федеральной резервной системы США)
  3. Некоторые актуальные вопросы взаимосвязи финансовой стабильности и денежно-кредитной политики (на примере Федеральной резервной системы США)
  4. Некоторые актуальные вопросы взаимосвязи финансовой стабильности и денежно-кредитной политики (на примере Федеральной резервной системы США)
  5. Некоторые актуальные вопросы взаимосвязи финансовой стабильности и денежно-кредитной политики (на примере Федеральной резервной системы США)
  6. Некоторые актуальные вопросы взаимосвязи финансовой стабильности и денежно-кредитной политики (на примере Федеральной резервной системы США)
  7. [1]
  8. [2]
  9. [3]
  10. Некоторые актуальные вопросы взаимосвязи финансовой стабильности и денежно-кредитной политики (на примере Федеральной резервной системы США)
  11. [4]
  12. [5]
  13. [6]
Личные инструменты