Федеральное бюро расследований США
Материал из Documentation.
Федеральное бюро расследований США (ФБР) — подразделение министерства юстиции США.
Содержание |
[править] Функции и полномочия
Основные функции ФБР следующие:
- Защита государства от террористической угрозы, проведение розыскной и разведывательной работы за рубежом, борьба с киберпреступлениями и преступлениями в области высоких технологий;
- Борьба с коррупцией в органах государственной власти всех уровней;
- Защита прав человека;
- Борьба с организованной преступностью на национальном и международном уровнях, тяжкими насильственными преступлениями, а также «беловоротничковой» преступностью;
- Оказание поддержки партнёрам на международном, федеральном, местном уровнях и уровне штатов;
- Развитие соответствующих технологий для улучшения собственной работы.
[править] Данные о штате
По состоянию на 31 августа 2006 года штат сотрудников ФБР насчитывал 30626 человек, из которых: 12617 — специальные агенты и 18009 — вспомогательный персонал (следователи-аналитики, лингвисты, научно-исследовательские работники, специалисты в области информационных технологий и т. п.).
[править] Образование и подготовка
Специальные агенты ФБР обязаны пройти 4-годичный курс обучения в колледже или университете, которые в свою очередь должны входить состав региональной или национальной ассоциации, признанной министром образования США. Спецагенты ФБР должны обладать по крайне мере 3-годичным опытом профессиональной деятельности.
Будущих сотрудников ФБР готовят в Академии ФБР, расположенной на военно-морской базе США в городе Куантико, штат Вирджиния.
[править] История
В 1935 году бывшее Бюро расследований министерства юстиции было переименовано в Федеральное бюро расследований США. Подобное переименование подчеркивало федеральный статус ведомства и наиболее полно отражало ту роль, которую планировал отвести Рузвельт руководимому Джоном Эдгаром Гувером ведомству. Вскоре за сменой названия происходит расширения полномочий ФБР.[1]
24 августа 1936 года Гувер был вызван в резиденцию Рузвельта, где Президент, выразив свои опасения по поводу активизации деятельности крайне правых (главным образом профашистских) и крайне левых (подразумевались в первую очередь коммунистические организации). Гувер, выразив полное понимание озабоченности Президента, посетовал на то, что действующие законодательные нормы не позволяют использовать ФБР в решении данной проблемы, так как само по себе членство в коммунистической партии или профашистской организации не является федеральным преступлением.[2]
На следующий день Гувер был вновь вызван в Белый дом и в присутствии госсекретаря К. Халла было принято решение, в силу которого ФБР должно было начать, на основании директивы Президента, широкое негласное расследование деятельности фашистских и коммунистических организаций, оппозиционных политических партий и групп. В президентской директиве, однако была сделана оговорка, что собранная в результате подобных расследований информация не может использоваться в качестве материала для организации судебного преследования и выступать доказательством в суде. Директива не предусматривала никаких ограничений в отношении методов проведения дознания и использования тех или иных технических средств. Фактически указанное решение президента санкционировало деятельность ФБР как в сфере политического сыска, так и в сфере контрразведки.[3]
26 июня 1939 года Президент Рузвельт издал директиву, в которой разделил контрразведывательные и разведывательные полномочия между федеральными ведомствами. В ведение ФБР попало все западное полушарие за исключением зоны Панамского канала, на военно-морское ведомство была возложена ответственность за тихоокеанский регион и военное ведомство стало отвечать за европейский и африканский регионы и за зону Панамского канала. На Гавайских островах право действовать получили все разведывательные органы, поскольку в этом районе особую активность проявляла Япония.[4]
По поводу распределения контрразведывательных полномочий между указанными службами в директиве Рузвельта говорилось буквально следующее: «…Это мое желание, чтобы все расследования по фактам шпионажа, контршпионажа и саботажа осуществлялись ФБР, Управлением военной разведки военного министерства и Отделом военно-морской разведки в военно-морском министерстве. Руководители этих трех ведомств должны действовать, координируя между собой работу. Никакое расследование, если оно касается вопросов, связанных в какой-либо степени с фактами шпионажа, контршпионажа или саботажа, не должно проводится каким-либо ведомством за исключением перечисленных выше трех ведомств.»[5]
Однако, помимо обозначенных в директиве Рузвельта ведомств, традиционно разведывательной деятельностью занимался и Государственный департамент. Причем, как внешнеполитическое ведомство США, он претендовал на ведущую и координирующую роль в сфере внешней разведки. Противоречия между Государственным департаментом и ФБР достигли своего пика к сентябрю 1939 года. Встал вопрос о том, кто будет координировать разведывательную и контрразведывательную деятельность. Президент разрешил спор в пользу ФБР.[6]
Для координации разведывательных и контрразведывательных программ ФБР, отдела военной разведки и отдела военно-морской разведки был образован Межведомственный разведывательный комитет. При этом, несмотря на формальное равноправие всех служб-членов вновь созданного комитета, фактически, ведущую роль в нем играло Федеральное бюро расследований и его директор Джон Эдгар Гувер. В решении президента немаловажную роль сыграла позиция Генерального атторнея Франка Мэрфи, который настоятельно советовал Президенту всю юрисдикцию по делам о контрразведке и саботаже централизовать в ФБР и разведывательных подразделениях военного министерства.[7]
Рузвельт издал также секретную директиву, обязав все федеральные ведомства передавать в ФБР любую информацию и материалы, касающиеся этого вопроса. Это позволило ФБР получать интересующую ведомство информацию из различных государственных органов, включая Государственный департамент, армию и флот. Уже к осени 1939 года ФБР становится основным контрразведывательным и одним из ведущих разведывательных органов страны.[8]
6 сентября 1939 года, через три дня после вступления Англии и Франции в войну против Германии, Рузвельт подписал директиву, которая возлагала на ФБР координацию всех вопросов, относящихся к шпионской деятельности, саботажу, нарушению законов о нейтралитете. В этот же день президент издал публичное заявление, в котором призывал местные власти направлять в ФБР любую информацию относительно фактов шпионажа, саботажа и подрывной деятельности, а также нарушения закона о нейтралитете.[9]
Директор ФБР Джон Гувер, указывая на достаточно неэффективную работу разведывательных служб США, середине 1940 года предложил президенту Рузвельту новый вариант решения проблемы. По мнению директора ФБР лучшим способом усиления разведывательной деятельности стало бы создание в рамках Федерального бюро расследований новой разведывательной службы, которая бы была наделена самыми широкими полномочиями в сфере внешней разведывательной деятельности. Рузвельт, однако, не поддержал предложение Джона Гувера. Возможно, президент опасался сосредоточение столь больших полномочий (контрразведки, разведки и политического сыска) в одном ведомстве, что практически сделало бы невозможным контроль со стороны президента за деятельностью подчиненного амбициозному Джону Эдгару Гуверу ведомства.[10]
В апреле 1941 года ФБР, движимое предупреждением со стороны британской разведки, начало сбор шпионской информации об Амторге.
В начале 1945 года ФБР направило показания Чамберса в отдел безопасности госдепартамента.
В июне 1947 года ФБР нагрянуло к Голду на квартиру с обыском.
В марте 1948 года ФБР получило письмо от сенатора Кеннета Уэрри из Небраски с просьбой прокомментировать феномен НЛО.
С апреля по июль 1948 года ФБР имело лишь несколько контактов с ВВС по поводу летающих тарелок.
В августе 1956 года ФБР приступило к операции «Коинтелпро».
ФБР, реализуя в 1950-е и 1960-е годы свою контрразведывательную программу Cointelpro, официально направленную на борьбу с внешней враждебной по отношения к США деятельностью, боролось с Ку Клукс Кланом, чёрными националистами и даже противниками войны во Вьетнаме.[11]
1 мая 1970 года ФБР организовало полицейский налет на штаб-квартиру местной секции «Черных пантер» в Балтиморе.
В марте 1978 года ФБР начало операцию называемую Abscam, первоначально, чтобы расследовать факты похищения и подделки предметов искусства.
С 1982 года ФБР становится головным органом по борьбе с терроризмом на территории США.
С 1983 года ФБР подозревало Топаляна в причастности к террористической деятельности.
Осенью 1985 года ФБР и ЦРУ разработали программу под кодовым названием «Ухаживание» с целью вербовки агентов из состава сотрудников посольства СССР.
7 мая 1990 года ФБР перешло в наступление на компьютерный андеграунд.
16 декабря 1994 года ФБР в Сан-Франциско арестовало Халифу в Морган Хиллз (недалеко от дома Али Мохамеда).
7 июня 1999 года ФБР поместило Усаму Бен Ладена в список «Десяти наиболее разыскиваемых преступников».
В самый канун нового 2003 года ФБР удалось-таки «прорубить окно» в стене секретности семейства Бонанно.
8 июля 2006 года ФБР сообщило предотвращении плана подрыва автомобильных туннелей под Гудзоном в Нью-Йорке.
В октябре 2008 года ФБР опубликовало ежегодный доклад о состоянии преступности.
В начале 2010 года ФБР поручило Ньюменам первое задание под прикрытием.
В октябре 2010 года ФБР раскрыло группу из 37 россиян и выходцев из СНГ, большинство из которых въехали в США по студенческим визам.
С 2010 года ФБР разыскивает гражданина РФ А. Белана.
До 2012 года ФБР отказывалось переходить на цифровой формат хранения данных.
В феврале 2012 года ФБР рассекретило досье Стива Джобса, признавшись тем самым в сборе компромата на основателя компании Apple.
В марте 2012 года ФБР организовало слежку за Спорышевым.
На 30 июня 2012 года ФБР имеет, в общей сложности, 35 951 сотрудников.
В июне 2013 года ФБР заявило о разгроме хакерского движения Anonymous.
18 мая 2015 года ФБР официально обвинило пассажира в попытке взлома систем управления авиалайнера Boeing 737–800, принадлежащего компании United Airlines.
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ РАЗВЕДКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ США (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
- ↑ РАЗВЕДКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ США (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
- ↑ РАЗВЕДКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ США (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
- ↑ РАЗВЕДКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ США (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
- ↑ РАЗВЕДКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ США (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
- ↑ РАЗВЕДКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ США (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
- ↑ РАЗВЕДКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ США (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
- ↑ РАЗВЕДКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ США (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
- ↑ РАЗВЕДКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ США (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
- ↑ РАЗВЕДКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ США (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
- ↑ РАЗВЕДКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ США (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)