Усть-Катавский вагоностроительный завод
Материал из Documentation.
Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) — российская машиностроительная компания, осуществляет производство продукции ракетно-космического назначения и трамвайных вагонов. Входит в госкорпорацию «Роскосмос».[1][2]
Завод является градообразующим предприятием, на котором трудятся более 25 % жителей Усть-Катава (Челябинская область).[3]
[править] История
Как и многие старейшие предприятия Южного Урала, УКВЗ начинал свою историю в качестве железоделательного завода. Спустя столетие технический прогресс потребовал преобразований металлургического производства. Так родился вагоностроительный завод.[4]
В конце XIX века новый хозяин К. Э. Белосельский-Белозерский продал завод иностранной компании. Это стало переломным моментом и знаковым событием в его судьбе. Именно бельгийцы перепрофилировали завод в вагоностроительный, заложив основы и традиции в производстве вагонов и трамваев. Можно сказать, что с начала ХХ века трамвай стал визитной карточкой завода. С того времени было произведено более двадцати тысяч трамвайных вагонов различных модификаций, которые эксплуатировались в 92 городах бывшего Советского Союза.[5]
К космическим программам СССР завод впервые был привлечен в 1961 году, в рамках проекта «Зонд». В 1964 году был получен заказ на изготовление двигательных установок для пилотируемого корабля «Союз». Первый запуск «Союза-4» с усть-катавским двигателем состоялся 14 января 1969 года с космонавтом В. А. Шаталовым на борту.[6]
С 2015 года ведётся работа по созданию на УКВЗ шести специализированных Центров компетенций ракетно-космической тематики.[7]
Официальная процедура передачи Усть-Катавского вагоностроительного завода в Челябинской области от Центра им. М. В. Хруничева в АО «УКВЗ» (входит в структуру Объединенной ракетно-космической корпорации, ОРКК) завершилась 3 февраля 2020 года.[8]