Храм Василия Блаженного
Материал из Documentation.
Храм Василия Блаженного (Покровский собор что на Рву) — памятник архитектуры на южной стороне Красной площади, в Москве. Построен в 1555—1561 годах зодчими Бармой и Постником в ознаменование победы над Казанским ханством и во славу павших русских воинов на месте, где первоначально находились каменный Троицкий храм и 7 деревянных церквей.[1]
В настоящее время является филиалом Государственного исторического музея. В числе других объектов Красной площади включён в список Всемирного наследия.[2]
[править] История
Согласно заданию, собор должен был состоять из 8 отдельных церквей во имя тех святых и религ. праздников, которые чествовались в дни решающих боёв за Казань. Строители собора создали оригинальную и сложную композицию: между 4 осевыми столпообразными 8-гранными приделами (Св. Троицы, в честь Великорецкой иконы Свт. Николая, Входа Господня в Иерусалим, Святых Киприана и Иустины) расположены 4 меньших по высоте (Трёх Патриархов Константинопольских, Прп. Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Священномученика еп. Григория — просветителя Вел. Армении); те и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними 9-й, столпообразной, церкви, завершённой шатром с маленькой главкой. Все церкви объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами. Храм был выстроен из кирпича, а его фундаменты, цоколь и ряд деталей выполнены из белого камня.[3]
В 1588 в храм были перенесены мощи известного юродивого Василия Блаженного; к сев.-вост. углу храма был пристроен 10-й придел, освящённый в его честь. В 1672 году над могилой блаженного св. Иоанна Московского («Большого колпака», похоронен в 1589 году) с юго-востока пристроен 11-й придел — Ризоположения (с 1680 года Рождества Пресвятой Богородицы, в 1916 году переосвящён во имя св. Иоанна Блаженного). Возможно, в 1680-х годах построена шатровая колокольня. Облик собора вначале был более строгим, но ему уже были присущи своеобразные черты — многочастность композиции, отсутствие акцентированного гл. фасада, преобладающее значение пластически богатого внешнего облика при сравнительно небольших внутр. помещениях. Позже асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (с кон. 17 в. их покрытия не раз менялись, форма также была изменена со шлемовидной на узорную луковичную), орнаментальная роспись снаружи и внутри храма, многоцветная раскраска стен усилили его живописность. Храм пережил неск. пожаров, неоднократно восстанавливался, реставрировался. Службы возобновлены с 1991 года.[4]