Сарматские культуры

Материал из Documentation.

(Перенаправлено с Сарматская культура)
Перейти к: навигация, поиск



Сарматские культуры — ар­хео­ло­гич. куль­ту­ры и груп­пы па­мят­ни­ков, со­от­но­си­мые гл. обр. с сар­ма­та­ми и близ­ки­ми им на­ро­да­ми. Ос­но­вы кон­цеп­ции сарматских культур сфор­му­ли­ро­ва­ли Б. Н. Граков и К. Ф. Смирнов в 1947 году, опи­ра­ясь на раз­ра­бот­ки М. И. Рос­товцева, рос. ар­хео­ло­гов П. С. Рыкова, П. Д. Рау и других. Ба­зо­вый свод для Центр. Ев­ро­пы опуб­ли­ко­ван в 1941—1950 годах венг. ар­хео­ло­гом М. Пар­ду­цем. Ны­не эти ра­бо­ты су­ще­ст­вен­но до­пол­не­ны и в ря­де поло­же­ний пе­ре­смот­ре­ны. В раз­ных ре­гио­нах хро­но­ло­гические гра­ни­цы сарматских культур от­ли­ча­ют­ся, про­сле­жи­ва­ют­ся ло­каль­ные осо­бен­но­сти, со­хра­не­ние тра­ди­ций пред­ше­ст­вую­щих куль­тур.[1]

Содержание

[править] Культуры

[править] Раннесарматская культура

Ран­не­сар­мат­ская культура (про­хо­ров­ская куль­ту­ра) сло­жи­лась в юж­но­ураль­ских сте­пях в 4 в. до н. э. на ос­но­ве куль­ту­ры при­шель­цев с вос­то­ка и ме­стно­го суб­стра­та. За­тем рас­про­стра­ни­лась в Ниж­нем По­вол­жье и По­до­нье. Древ­но­сти 2-1 вв. свя­за­ны с но­вым вост. им­пуль­сом, про­дви­же­ни­ем в По­днеп­ро­вье. Тру­по­по­ло­же­ния вы­тя­ну­ты на спи­не в осн. го­ло­вой на юг (со 2 в. и на се­вер, гл. обр. в зап. час­ти ареа­ла), в ямах с под­бо­ем, с за­пле­чи­ка­ми, уд­ли­нён­ных ямах, ка­та­ком­бах. Не­ред­ко в ка­че­ст­ве на­пут­ст­вен­ной пи­щи — пе­ред­няя но­га ба­ра­на с ло­пат­кой. Впу­ск­ные по­гре­бе­ния в кур­га­нах ино­гда рас­по­ло­же­ны по коль­цу; со 2 в. воз­рас­та­ет чис­ло на­сы­пей с 1 мо­ги­лой. Ха­рак­тер­ны: ме­чи и кин­жа­лы с пря­мым пе­ре­кре­сть­ем и сер­по­вид­ным (со 2 в. и с коль­це­вым) на­вер­ши­ем; 3-ло­па­ст­ные втуль­ча­тые брон­зо­вые (со 2 в. че­реш­ко­вые же­лез­ные) на­ко­неч­ни­ки стрел; зер­ка­ла с ва­ли­ком по краю дис­ка и руч­кой-шты­рём; пряж­ки с не­под­виж­ным языч­ком (8-вид­ные, со 2 в. и пря­мо­уголь­ные ажур­ные с изо­бра­же­ни­ем сцен тер­за­ния жи­вот­ных и др.), ми­ниа­тюр­ные кот­лы-под­вес­ки (со 2 в.); кос­тя­ные про­кол­ки, ло­жеч­ки; ке­ра­ми­ка леп­ная, ран­няя — круг­ло­дон­ная, с при­ме­сью таль­ка в тес­те, есть с ор­на­мен­том в ви­де пуч­ков кан­не­люр; со 2 в. до н. э. всё боль­ше кру­го­вой по­су­ды с Бос­по­ра, Кав­ка­за, из Ср. Азии.[2]

[править] Среднесарматская культура

Сред­не­сар­мат­ская культура (назв. «су­слов­ская» ус­та­ре­ло) — от Юж. При­ура­лья до Сев. Кав­ка­за (там па­мят­ни­ки не­мно­го­чис­лен­ны) и Сев. При­чер­но­морья; 1 в. — 1-я пол. 2 в. н. э. Свя­за­на с ми­гра­ци­он­ным им­пуль­сом с вос­то­ка и по­яв­ле­ни­ем в Ев­ро­пе ала­нов. Кур­га­ны в осн. ин­ди­ви­ду­аль­ные. Тру­по­по­ло­же­ния вы­тя­ну­ты на спи­не го­ло­вой гл. обр. в юж. сек­то­ре. Со­хра­ня­ет­ся на­пут­ст­вен­ная пи­ща в ви­де час­ти но­ги ба­ра­на с ло­пат­кой. Воз­ро­ж­да­ет­ся ряд тра­ди­ций сав­ро­мат­ской ар­хео­ло­ги­че­ской куль­ту­ры: диа­го­наль­ные по­гре­бе­ния в ши­ро­ких ямах, в том числе квад­рат­ных в пла­не; на­ли­чие 2 кот­лов (час­то один из них с зоо­морф­ны­ми руч­ка­ми), це­лых зер­кал. Ме­чи и кин­жа­лы с коль­це­вым на­вер­ши­ем, же­лез­ные 3-ло­па­ст­ные че­реш­ко­вые на­ко­неч­ни­ки стрел, зер­ка­ла с ва­ли­ком по краю, ум­бо­ном в цен­тре дис­ка, руч­кой-шты­рём. Мно­го им­порт­ной ке­ра­ми­ки ме­от­ской ар­хео­ло­ги­че­ской куль­ту­ры; стек­лян­ные со­су­ды, бу­сы, фи­бу­лы и др. из ан­тич­ных цен­тров Сев. При­чер­но­морья и рим. про­вин­ций; пред­ме­ты во­ин­ской эки­пи­ров­ки, кит. зер­ка­ла и под­ра­жа­ния им, имею­щие вост. про­ис­хо­ж­де­ние. Се­рия бо­га­тых жен­ских по­гре­бе­ний. От Ниж­не­го По­вол­жья до Сев. При­чер­но­мо­рья — «цар­ские» мо­ги­лы с брон­зо­вой и се­реб­ря­ной рим. по­су­дой, бо­га­то ук­ра­шен­ны­ми (в том числе в «зо­ло­то-би­рю­зо­вом» по­ли­хром­ном сти­ле) ору­жи­ем, уз­дой и др.[3]

[править] Позднесарматская культура

Позд­не­сар­мат­ская культура (назв. «ши­пов­ская», «алан­ская» ус­та­ре­ли) — от Юж. При­ура­лья до Ниж­не­го По­ду­на­вья; сфор­ми­ро­ва­лась во 2-й пол. 2 в. в хо­де но­вых ми­гра­ций с вос­то­ка. Тру­по­по­ло­же­ния вы­тя­ну­ты на спи­не го­ло­вой гл. обр. в сев. сек­то­ре (у 70 % ис­кусств. де­фор­ма­ция че­ре­па), в уз­ких (ре­же ши­ро­ких) пря­мо­уголь­ных ямах, под­бо­ях; в осн. ин­ди­ви­ду­аль­ные кур­га­ны. В По­вол­жье и По­до­нье осо­бен­но силь­но на­сле­дие сред­не­сар­мат­ской куль­ту­ры. Длин­ные ме­чи без пе­ре­кре­стья, на­вер­шия редки; же­лез­ные но­жи с брон­зо­вы­ми де­та­ля­ми ру­ко­яти; зер­ка­ла с ор­на­мен­том на обо­ро­те, с бо­ко­вым вы­сту­пом или с пе­тель­кой в цен­тре дис­ка для под­ве­ши­ва­ния; пру­жин­ные нож­ни­цы; но­вые (в том числе ло­каль­ные) ти­пы ре­мен­ных гар­ни­ту­ров, фи­бул и др. де­та­лей убо­ра, квад­рат­ные в пла­не ке­ра­мич. ку­риль­ни­цы, мно­го­числ. им­порт­ная ке­ра­ми­ка алан­ской куль­ту­ры Сев. Кав­ка­за и из Ср. Азии. С сер. 3 в. от Днеп­ра до Ниж­не­го Ду­ная фор­ми­ру­ет­ся чер­ня­хов­ская куль­ту­ра, в ко­то­рой вы­де­ля­ют и сар­мат­ский ком­по­нент. Сте­пи Юж. При­ура­лья опус­те­ли ок. 2-й пол. 3 в. На Ниж­нем До­ну в 4 в. до­ми­ни­ру­ют ми­гран­ты с Сев. Кав­ка­за (ала­ны-та­наи­ты). Фи­нал сарматской культуры в Ниж­нем По­вол­жье со­пос­та­вим с на­ше­ст­ви­ем гун­нов и во­вле­че­ни­ем ме­ст­ных степ­ня­ков в их вой­ны.[4]

[править] Памятники сарматов Подунавья

Па­мят­ни­ки сар­ма­тов По­ду­на­вья из­вест­ны на Ниж­нем Ду­нае с ру­бе­жа эр, в ме­ж­ду­ре­чье Ду­ная и Ти­сы — не ра­нее кон. 1 в. (т. н. зо­ло­той го­ри­зонт: зо­лотые ук­ра­ше­ния, не­боль­шие мо­гиль­ни­ки в осн. с жен­ски­ми по­гре­бе­ния­ми), хо­тя, по письм. ис­точ­ни­кам, по­яв­ле­ние сар­ма­тов в этих ре­гио­нах от­но­сит­ся к бо­лее ран­не­му вре­ме­ни; на рав­ни­нах вост. час­ти бас­сей­на Ти­сы — со 2 в. Тру­по­по­ло­же­ния в осн. вы­тя­ну­ты на спи­не го­ло­вой на юг, в яме, час­то ок­ру­жён­ной ро­ви­ком, под кур­га­ном. Жен­ский кос­тюм ха­рак­те­ри­зу­ет­ся боль­шим чис­лом бус. Изу­ча­лись ста­цио­нар­ные, в том числе об­шир­ные, по­се­ле­ния зем­ле­дель­цев и жи­вот­но­во­дов, об­слу­жи­ваю­щие их гон­чар­ные мас­тер­ские (до­ми­ни­ру­ют сде­лан­ные на кру­ге се­рые мис­ки и кор­ча­ги, час­то с ло­щё­ным ор­на­мен­том), сле­ды брон­зо­ли­тей­но­го и куз­неч­но­го ре­мё­сел. На­ли­чие мно­го­числ. ям-зер­но­хра­ни­лищ и кор­чаг по­зво­ля­ет го­во­рить о про­из­вод­ст­ве зер­на на экс­порт в рим. про­вин­ции; рим. влия­ние про­сле­же­но в кос­тю­ме и гон­чар­ст­ве, по им­порт­ным ке­ра­мич. и стек­лян­ным из­де­ли­ям, фи­бу­лам и др. де­та­лям убо­ра, мо­не­там.[5]

Личные инструменты