Производство беспилотников в России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Производство беспилотников в России — отрасль машиностроения России.

На сегодняшний день самыми известными военными беспилотниками России являются «Орлан-10» (разведывательный беспилотник) и «Дозор-600» (разведывательно-ударный).[1]

Содержание

[править] Модели

[править] Орлан-10

«Орлан-10» является тактическим разведывательным беспилотником малого радиуса действия. Его взлётная масса 14 кг, из них масса полезной нагрузки — 5 кг. Беспилотник оснащён двигателем внутреннего сгорания, работающем на обычном бензине А-95. Старт осуществляется с разборной катапульты, посадка — на парашюте. Максимальная скорость — 150 км/ч. Аппарат отличает значительная продолжительность полёта — 16 ч. Максимальная дальность — 600 км.[2]

«Орлан-10» успешно прошёл Государственные испытания и получил высокую оценку руководства Сухопутных войск и ВДВ.[3]

[править] Орлан-30

Лёгкий беспилотник «Орлан-30» должен заменить в производстве поставляемый сейчас в войска «Орлан-10», от которого отличается большей нагрузкой (до 8 кг аппаратуры против пяти).[4]

В декабре 2014 года было сообщено, что государственные испытания беспилотника «Орлан-30» для Минобороны РФ пройдут в 2015 году.[5]

[править] Орлан-1 и Орлан-2

Сверхмалые аппараты «Орлан-1» и «Орлан-2» могут запускаться с рук. Они предназначены для разведки в интересах тактических подразделений сухопутных войск, ВДВ, морской пехоты и других родов войск.[6]

В декабре 2014 года было сообщено, что государственные испытания беспилотников «Орлан-1» и «Орлан-2» для Минобороны РФ пройдут в 2015 году.[7]

[править] Элерон-3СВ

Разведывательный беспилотный аппарат «Элерон-3СВ» разработан ЗАО «Эникс». Беспилотник оборудован тепловизором, системой навигации на основе ГЛОНАСС, способен подниматься на высоту от 50 до 5 тыс. м. Продолжительность полета — 2 часа, скорость — 70-130 км/ч. На вооружение российских военных эти аппараты поступили в первом полугодии 2015 года.[8]

[править] Гранат-1

БЛА «Гранат-1» предназначен для ведения разведки в режиме реального времени. Он представляет собой мобильный переносной комплекс дистанционного наблюдения и ретрансляции, который способен вести воздушную разведку с помощью фото-, видео- и тепловизионной аппаратуры на дальности до 15 км, что в 3 раза превышает возможности предыдущей модели.[9]

Значительно повышены характеристики скрытности нового БЛА, благодаря специальным композитным материалам, из которых выполнен его корпус, а также малым габаритам — размах крыла составляет всего около 2 м, а вес — менее 5 кг.[10]

[править] Груша

БПЛА «Груша» предназначен для дистанционной разведки. Аппарат имеет размах крыла меньше метра и вес чуть более двух килограммов.[11]

Он может «видеть» отдельных людей своими двумя видеокамерами с расстояния до пятисот метров, однако сам остается невидим благодаря светлой окраске и пластмассовому корпусу, через который проходят лучи радаров.[12]

Курс беспилотнику можно проложить при помощи компьютера. Взяв за ориентиры сигналы навигационных спутников, аппарат во время полета не требует постоянного управления.[13]

[править] Ту-243

Ту-243 — разведывательный БПЛА. Первый полёт совершил в 1970 году. Серийно выпускается с 1994 года. Принят на вооружение в 1999 году. Производится на заводе «КумАПП» (Кумертау).[14]

Представляет собой модернизированную версию Ту-143. По сравнению с Ту-143 полностью обновлён состав разведывательного оборудования. Разведывательное оборудование, комплектующееся в двух вариантах, позволяет вести наблюдение днем и ночью.[15]

В 2008 году был организован конкурс на модернизацию Ту-143 и Ту-243. Победителем конкурса было признано КБ Туполев.[16]

[править] Типчак

Беспилотный комплекс артиллерийской разведки «Типчак». Разработан КБ «Луч» в 2007 году, с 2008 года стал поступать в войска.[17]

[править] Пчела-1Т

Пчела-1Т — советский и российский разведывательный БПЛА. С помощью комплекса осуществляется оперативное взаимодействие со средствами огневого поражения РСЗО «Смерч», «Град», ствольной артиллерии, ударных вертолётов в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.[18]

Старт осуществляется с помощью двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещённой на гусеничном шасси боевой машины десанта. Посадка производится на парашюте с амортизирующим надувным мешком, снижающим ударные перегрузки. В качестве силовой установки на ДПЛА «Пчела-1» применяется двухтактный двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания П-032. Комплекс «Строй-П» с ДПЛА «Пчела-1Т», созданный в 1990 году ОКБ А. С. Яковлева, предназначен для круглосуточного наблюдения объектов и передачи их телевизионного или тепловизионного изображения в реальном масштабе времени на наземный пункт управления. В 1997 году комплекс принят на вооружение Вооружённых сил России.[19]

[править] Форпост

Уральский завод гражданской авиации (Екатеринбург) выпускает беспилотные комплексы «Форпост». Эти комплексы представляют собой израильский беспилотник Searcher, их сборка ведётся по израильской лицензии.[20][21]

Комплекс «Форпост» состоит из центра управления и трех беспилотников, которые могут находиться в воздухе 18 часов. Радиус действия БПЛА — 250 км, а высота полета около 6 км.[22]

[править] Корсар

Проект разведывательного беспилотника малого класса. Разрабатывается концерном «Вега».[23]

Накануне авиасалона МАКС-2015 гендиректор ОПК Александр Якунин сообщил, что поставка опытных образцов беспилотников «Корсар» Вооруженным силам РФ начнется уже с конца 2016 года. По его словам, старт серийного производства намечен на первый квартал 2017 года, выход на проектную мощность — до конца 2017 года.[24]

[править] Дозор-600

«Дозор-600» относится к тяжёлым разведывательно-ударным БПЛА. По боевым характеристикам и тактическому применению он, вероятно, сопоставим с американским MQ-1B. Взлёт и посадка аппарата осуществляются по-самолётному. В настоящее время аппарат находится в разработке.[25]

Размахом крыльев «Дозор-600» уступает американскому беспилотнику «MQ-1 Predator» почти на треть — 12 метров против 17. Скромность в габаритах прослеживается и в небольшой массе полезной нагрузки и максимальной взлётной массе. Меньшие размеры означают и меньшую заметность для систем обнаружения. Мощность двигателей на российском и американском БПЛА одинакова и равна 115 лошадиным силам, а это значит, что при меньшей массе и габаритах «Дозор-600» будет чувствовать в небе более комфортно: больше максимальная скорость (150 км/ч против 130 у «Predator»), выше маневренность.[26]

Для наблюдения местности и разведки «Дозор-600» будет располагать целым комплексом устройств: оптико-тепловизионная гидростабилизированная система (видеокамера и тепловизор), РЛС переднего и бокового обзора, фотокамера высокого разрешения со сменными объективами, система целеуказания и автосопровождения.[27][28]

На «Дозор-600» могут быть установлены ракеты класса «земля-воздух» и противотанковые ракеты. Их масса не должна превышать 50 кг.[29]

В 2009 году был представлен на публики на авиасалоне МАКС. Беспилотник совершил показательный полёт длительностью несколько минут.[30]

Планируется, что «Дозор-600» поступит на вооружение в 2017—2018 годах.[31]

[править] Охотник-У

«Сухой» разрабатывает ударный БЛА большой дальности «Охотник-У». Беспилотник будет выполнен в форме летающего крыла («летающая тарелка»), запускаемого с земли.[32]

«Охотник-У» должен быть создан до 2020 года и иметь взлётную массу 20 тонн.[33]

[править] Зеница

ОКБ Симонова ведёт ОКР по созданию ударного беспилотника средней дальности «Зеница» со скоростью 800 км/ч.[34]

Беспилотник «Зеница», запуск которого будет осуществляться с летательного аппарата, проектируется на основе разведывательного БЛА Ту-143 «Рейс» массой более одной тонны.[35]

[править] История

[править] СССР

Первые советские беспилотники появились в 1960-х годах. Например, разведывательный Ла-17Р. Его разработка началась ещё в 1959 году. В 1963 году было выпущено более 20 таких аппаратов. Летая на высоте до 900 м, машина была способна осуществлять фоторазведку объектов, находящихся на удалении 50-60 км, а с высоты 7000 м «видела» объекты на расстоянии до 200 км. Аппарат состоял на вооружении до начала 1970-х годов, но в боевой обстановке не применялся.[36]

В 1980-х годах СССР был одним из лидеров в сфере разработки беспилотных аппаратов. Советский ВПК ориентировался на создание крупных устройств типа Ту-143 «Рейс» или Ту-141 «Стриж».[37][38]

Ту-143 «Рейс» обладал весьма внушительными габаритами. Его длина — 8,06 м, размах крыльев — 2,24 м, масса — 1230 кг. Данный летательный аппарат был предназначен для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе, а также наблюдения за радиационной обстановкой по маршруту. По окончании полета Ту-143 разворачивался и возвращался обратно в зону посадки, где после остановки двигателя и маневра «горка» осуществлялась посадка с помощью парашютно-реактивной системы и шасси. В 1970—1980-х годах было выпущено 950 таких БПЛА. Некоторые до сих пор находятся в эксплуатации.[39]

Ту-141 «Стриж» был еще крупнее. Его длина — 14,33 м, размах крыльев — 3,88 м, масса — 5370 кг. Он предназначался для ведения разведки на глубину несколько сотен километров от линии фронта на трансзвуковых скоростях. Оснащался средствами фото- и инфракрасной разведки, что позволяло использовать его при любых условиях и в любое время суток. Беспилотник состоял на вооружении ВВС СССР c 1979 по 1989 годы.[40]

В целом, за период с середины 1960-х до начала 1990-х советские конструкторы создали около полутора десятков различных типов БПЛА.[41]

[править] С 1991 года

По состоянию на 2009 год, на вооружении ВС РФ состояли БПЛА «Стриж» и «Рейс». Имелся также комплекс артиллерийской разведки «Типчак» с дальностью действия 40 км.[42]

В 2009—2010 годах Минобороны РФ потратило на разработку российских беспилотников 5 млрд рублей. В апреле 2010 замминистра обороны РФ генерал-полковник В. Поповкин заявил, что желаемого результата достичь не удалось, и представленные российской промышленностью образцы существенно уступают иностранным аналогам, ни один из представленных образцов не выдержал программу испытаний. Такое же мнение озвучил в 2009 году командующий ВВС России генерал-полковник А.Зелин. «Принимать на вооружение такие беспилотники — это преступление», — сказал он.[43]

В 2010 году компания «Оборонпром» подписала с израильской компанией IAI контракт, согласно которому в Россию были поставлены комплектующие для сборки БПЛА.[44] На Уральском заводе гражданской авиации организована сборка тактических израильских беспилотников IAI Searcher Mk II (с российским названием «Форпост») и мини-БЛА IAI Bird Eye 400 (российское название «Застава»).[45][46]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. История и перспективы российской беспилотной авиации. 3 мая 2015
  2. Беспилотники России: современные и перспективные модели
  3. Беспилотники России: современные и перспективные модели
  4. Госиспытания беспилотников «Орлан» трех серий пройдут в 2015 году. 21 декабря 2014
  5. Госиспытания беспилотников «Орлан» трех серий пройдут в 2015 году. 21 декабря 2014
  6. Госиспытания беспилотников «Орлан» трех серий пройдут в 2015 году. 21 декабря 2014
  7. Госиспытания беспилотников «Орлан» трех серий пройдут в 2015 году. 21 декабря 2014
  8. Сирийский полигон: какое оружие Россия впервые применила в Сирии. 19 ноября 2015
  9. Спецназ ЗВО получит новейшие беспилотные летательные аппараты «Гранат-1». 28 октября 2015
  10. Спецназ ЗВО получит новейшие беспилотные летательные аппараты «Гранат-1». 28 октября 2015
  11. ЦВО России: БПЛА «Груша» обеспечивают корректирование огня артиллерии в ходе боевых стрельб. 27 марта 2014
  12. ЦВО России: БПЛА «Груша» обеспечивают корректирование огня артиллерии в ходе боевых стрельб. 27 марта 2014
  13. ЦВО России: БПЛА «Груша» обеспечивают корректирование огня артиллерии в ходе боевых стрельб. 27 марта 2014
  14. Ту-243
  15. Ту-243
  16. Ту-243
  17. Беспилотники: сто лет в воздухе. 11 сентября 2009
  18. Пчела-1Т
  19. Пчела-1Т
  20. Уральский завод начал собирать израильские беспилотники. 23 августа 2012
  21. УЗГА прекратит выпускать легкие самолеты и займется беспилотниками. 31 мая 2011
  22. Уральский завод начал собирать израильские беспилотники. 23 августа 2012
  23. БЛА «Корсар». 9 сентября 2015
  24. БЛА «Корсар». 9 сентября 2015
  25. Беспилотники России: современные и перспективные модели
  26. Российский «Дозор» поступит на вооружение в 2017—2018 годах. 17 февраля 2015
  27. Российский «Дозор» поступит на вооружение в 2017—2018 годах. 17 февраля 2015
  28. Беспилотники России: современные и перспективные модели
  29. Что представляет собой российский беспилотник «Дозор-600»? 19 февраля 2015
  30. Российский «Дозор» поступит на вооружение в 2017—2018 годах. 17 февраля 2015
  31. Российский «Дозор» поступит на вооружение в 2017—2018 годах. 17 февраля 2015
  32. В России создадут ударные БПЛА, развивающие скорость 800 км/ч. 9 октября 2015
  33. В России создадут ударные БПЛА, развивающие скорость 800 км/ч. 9 октября 2015
  34. В России создадут ударные БПЛА, развивающие скорость 800 км/ч. 9 октября 2015
  35. В России создадут ударные БПЛА, развивающие скорость 800 км/ч. 9 октября 2015
  36. История и перспективы российской беспилотной авиации. 3 мая 2015
  37. Беспилотники России: современные и перспективные модели
  38. История и перспективы российской беспилотной авиации. 3 мая 2015
  39. История и перспективы российской беспилотной авиации. 3 мая 2015
  40. История и перспективы российской беспилотной авиации. 3 мая 2015
  41. История и перспективы российской беспилотной авиации. 3 мая 2015
  42. Беспилотники России: современные и перспективные модели
  43. Беспилотники России: современные и перспективные модели
  44. Беспилотники России: современные и перспективные модели
  45. Российская беспилотная авиация: история и перспективы. 30 апреля 2015
  46. Сборка БЛА «Форпост» и «Застава» на УЗГА. 13 ноября 2013
Личные инструменты