Попытка международной изоляции Китая после событий на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 года
Материал из Documentation.
США и их союзники после событий на пекинской площади Тяньаньмэнь 3-4 июня 1989 года попытались ввести международные санкции против Китая. Чтобы нейтрализовать влияние этих санкций, Китай принял ряд контрмер — политических, экономических, дипломатических, призванных предотвратить развитие событий в нежелательном для Китая ключе. В итоге в течение нескольких лет основные санкции, наложенные на Китай, были сняты.[1]
Содержание |
[править] Санкции
Инициатором международного давления на Китай в форме тотальной изоляции выступили власти США, которые для начала приняли целую серию мер по свёртыванию двустороннего сотрудничества с Китаем. Они включали в себя приостановку всех контактов с Китаем на высоком уровне, прекращение обменов по военной линии, мораторий на любые поставки в Китай вооружений и военной техники. В июне-июле 1989 года Конгресс США одобрил программу экономических санкций в отношении Китая, предусматривавших отказ от многих проектов торгово-экономического взаимодействия. Одновременно президент США Джордж Буш-старший дал указание американским представителям в международных финансовых организациях добиваться приостановки выделения Китаю кредитов.[2]
В целях создания на международной арене «единого антикитайского фронта» 14-16 июля 1989 года США созвали в Париже встречу G7 на уровне глав правительств. Участники встречи приняли политическую декларацию, осуждающую нарушение прав человека в Китае в ходе подавления массовых выступлений в крупных китайских городах. Было объявлено о введении странами «семёрки» санкций против Китая, предусматривавших прекращение политических контактов на высоком уровне и недопущение дальнейшего кредитования Китая по линии Всемирного банка, МВФ и Азиатского банка развития. Западным компаниям была дана установка не торговать с китайскими компаниями и заморозить все инвестиционные проекты в Китае. Китайским специалистам был закрыт доступ к высоким технологиям в промышленно развитых странах.[3]
[править] Контрмеры Китая
Проанализировав сложившуюся ситуацию, китайское руководство одобрило комплекс контрмер — политических, экономических, дипломатических, призванных предотвратить развитие событий в нежелательном для Китая ключе. Было признано важным продемонстрировать всему миру неизменность внутренней и внешней политики Китая, не пасовать перед трудностями, продолжать политику реформ и открытости. Разработанная в Пекине обновлённая внешнеполитическая линия была нацелена на поиск альтернативных Западу «точек опоры» в политике и экономике, на преодоление последствий санкций, прорыв блокады со стороны западных стран, восстановление и укрепление международных позиций Китая.[4]
Во-первых, была пересмотрена прежняя концепция отношений с глобальными центрами силы, в которой главный акцент делался на отношения Китая с США, в пользу более сбалансированной многовекторной доктрины. На более приоритетное место были впервые за три десятилетия были поставлены отношения с СССР.[5]
Во-вторых, в региональной политике Китая приоритетное внимание было решено уделять развитию добрососедских отношений с сопредельными государствами. Особое место в усилиях китайской дипломатии отныне стало занимать налаживание всестороннего сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, с развивающимся миром. В общей сложности за два с небольшим года Китай установил дипломатические отношения с 23 государствами мира. Осенью 1991 года Китай был принят в форум АТЭС, началась работа по формированию партнёрства Китай-АСЕАН.[6]
Ещё одной важнейшей «новеллой» внешней политики Китая явилась резкая активизация участия страны в многосторонней дипломатии. Это выразилось прежде всего в указании китайской делегации в ООН теснее блокироваться с государствами-единомышленниками для отстаивания общих интересов.[7]
Одновременно в фокусе внимания Китая оставалось поддержание диалога с США. С целью скорейшего «выхода из окружения» китайская сторона наладила целенаправленную работу с европейскими странами и Японией, использовала свои связи в западных деловых кругах, чтобы убедить их в невыгодности для них антикитайских санкций.[8]
[править] Снятие санкций
Попытка международной изоляции Китая с треском провалилась. Уже с конца 1989 года механизм антикитайских санкций начал давать сбои. Запад начал быстро осознавать, что политика антагонизации Китая бьёт в первую очередь по его собственным интересам.[9]
Первой из ведущих индустриально развитых стран, отколовшихся от «единого фронта», стала Япония. В августе 1991 года премьер-министр Японии Тосики Кайфу первым из лидеров стран G7 посетил Китай с визитом.[10]
Примеру Японии последовала Европа. В октябре 1990 года решением конференции министров иностранных дел стран-членов Евросоюза в Люксембурге большая часть санкций по отношению к Китаю была отменена.[11]
Сложнее шёл процесс восстановления нормальных отношений между Китаем и США. Но и Белый дом в конце концов был вынужден дать «обратный ход». Президент Джордж Буш явно искал достойный выход из острого кризиса, не сулившего особых дивидендов, отдавая себе отчёт в тех издержках, который он приносил и ещё обещал принести. Состоявшийся в ноябре 1990 года визит министра иностранных дел Китая Цянь Цичэня в США ознаменовал собой фактическое восстановление контактов между двумя странами на правительственном уровне. Конечно, в отношениях между Вашингтоном и Пекином было сломано ещё немало копий, но к 1993 году США окончательно отказались от линии на отчуждение Китая и взяли курс на нормализацию.[12] В 1998 году новый президент США Билл Клинтон стал первым за десятилетие американским лидером, посетившим Китай.[13]
Несмотря на снятие большинства торговых ограничений, США и Евросоюз до сих пор сохраняют запрет на торговлю оружием с Китаем.[14]
[править] Последствия
Выдвижение Китая в когорту ведущих политических и экономических центров силы неразрывно связано с успешным преодолением остракизма со стороны стран Запада конца 1980-х — начала 1990-х годов. Наперекор всему страна собралась с силами и сделала мощный рывок вперёд. А США двадцать лет спустя получили в лице Китая серьёзного конкурента в борьбе за контуры будущего мироустройства.[15]
Но это был уже не тот Китай, который, будучи обласкан западными странами в 1970—1980-е годы на волне антисоветизма, казался им таким покладистым и беспроблемным партнёром. Пекин научился жёстко отстаивать свои интересы, показал способность идти на резкие меры и даже на противостояние «на грани фола» там, где считал свои права и национальное достоинство ущемлёнными.[16]
Попытки грубого внешнего давления на Китай, вмешательства в его внутренние дела привели к усилению в китайском обществе недоверия к Западу и антизападных настроений. Это сформировало мощную социальную основу для проведения Пекином на международной арене независимой, зачастую фрондирующей по отношению к США и Западу в целом внешней политики.[17]
Сделав из случившегося соответствующие выводы, Пекин стал придавать первостепенное значение вопросам обеспечения национальной безопасности и укрепления обороноспособности. Санкции вынудили Китай заняться масштабным военным строительством, а введённое против Китая оружейное эмбарго дало мощный импульс развитию китайского военно-промышленного комплекса.[18]
Предпринятые Китаем внешнеполитические контрмеры привели к существенному изменению глобальной и региональной расстановки сил. Родившееся в те годы китайско-российское стратегическое партнёрство и поныне является одним из системообразующих факторов мировой политики. Укрепились позиции Китая в Юго-Восточной Азии, в Африке, на Ближнем Востоке, в Восточной Европе и Центральной Азии.[19]
В период борьбы за выживание на мировых рынках в начале 1990-х годов Китай существенно диверсифицировал свои торгово-экономические связи, прежде всего за счёт развивающихся и сопредельных стран. Особое место среди её торговых партнёров заняли страны, не поддержавшие кампанию по международной изоляции Китая — Россия, Южная Корея, Сингапур, другие государства-члены АСЕАН, страны постсоветского пространства. Именно с этого времени ещё более широкие возможности активизировать своё торговое и инвестиционное присутствие на китайском рынке получили деловые круги Гонконга и Тайваня.[20]
Одновременно в результате неуклюжей попытки Запада «наказать» Китай мир получил новые разделительные линии и новые очаги напряжённости, а прежние конфликты обрели дополнительную остроту. В отношениях США — КНР образовался гигантский «клубок» трудноразрешимых противоречий и глубокое взаимное недоверие. Это наследие не преодолено и по сей день.[21]
Участие Японии в международной кампании изоляции Китая больно задело китайское руководство и широкую общественность, склонную рассматривать любые действия Токио в отношении Китая через призму преступлений Японии в годы Второй мировой войны. Регулярные вспышки напряженности и конфронтации в китайско-японских отношениях стали отчасти следствием перипетий конца 1980-х — начала 1990-х годов.[22]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
- ↑ «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
- ↑ «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
- ↑ «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
- ↑ «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
- ↑ «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
- ↑ «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
- ↑ «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
- ↑ «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
- ↑ «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
- ↑ «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
- ↑ «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
- ↑ Санкции — это надолго. 19 июня 2014
- ↑ Санкции — это надолго. 19 июня 2014
- ↑ «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
- ↑ «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
- ↑ «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
- ↑ «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
- ↑ «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
- ↑ «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
- ↑ «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
- ↑ «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»