Московское центральное кольцо

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Московское центральное кольцо (МЦК) — железнодорожная кольцевая линия в Москве длиной 54 км. С 2016 года МЦК стало полноценным лёгким метро, интегрированным в систему Московского метрополитена.[1][2]

МЦК функционирует в едином режиме с Московским метрополитеном с 5 часов утра до часу ночи, в праздники и дни особо важных спортивных мероприятий работа МЦК продлевается до трёх часов ночи.[3]

Для оплаты проезда по МЦК и в метро и действует единый билет.[4]

На МЦК расположена 31 станция, самыми популярными из которых являются Нижегородская, Площадь Гагарина и Ростокино. Пассажиров возят электропоезда «Ласточка». В часы пик их минимальный интервал движения составляет 4 минуты (по состоянию на 2023 год).[5]

Содержание

[править] Режим движения поездов

С ноября 2019 года интервал между поездами «Ласточка» на МЦК составляет 4 минуты в часы пик, в остальное время составы курсируют каждые 8 минут.[6]

[править] Станции

Пассажирам доступна 31 станция МЦК.[7]

В сентябре 2017 года приводился список самых загруженных станций МЦК: Площадь Гагарина (30 тыс. пассажиров в сутки), Владыкино (20 тыс.), Ботанический сад (20 тыс.), Кутузовская (20 тыс.), Балтийская (15 тыс.), Лужники (13 тыс.).[8]

По итогам I полугодия 2019 года самой популярной станцией МЦК стала станция Площадь Гагарина, которую ежедневно выбирают 44 тыс. пассажиров. На втором и третьем месте — станции Кутузовская и Ботанический сад. Этими станциями пользуются 28,8 тыс. и 27,1 тыс. пассажиров соответственно.[9]

Топ-5 самых популярных станций МЦК в 2021 году: «Площадь Гагарина» посещали около 40 тыс. человек в сутки, «Нижегородскую» — 38 тыс. человек, «Ростокино» — 33 тыс. человек, «Кутузовскую» — 30 тыс. человек, «Ботанический сад» — 25 тыс. человек.[10]

[править] Подвижной состав

Электропоезд «Ласточка»
Электропоезд «Ласточка»

По состоянию на июль 2018 года в перевозках по МЦК задействованы 42 электропоезда «Ласточка» серии ЭС2Г в 5-вагонном исполнении.[11]

По состоянию на сентябрь 2018 года на МЦК используются электропоезда серии ЭС2Г, которые имеют 5-вагонную комплектацию, состоящую из двух головных (моторных) вагонов и трёх промежуточных. Максимальная вместимость 5-вагонного поезда — 1500 пассажиров.[12]

[править] Связь МЦК с транспортной системой Москвы

С каждой станции МЦК пассажиры могут пересесть на наземный городской транспорт, для этого с обеих сторон железной дороги организованы подъездные пути, разворотные площадки для автобусов и остановки для пассажиров.[13]

По состоянию на сентябрь 2018 года на 21 станции МЦК можно перейти на 11 линий метрополитена, с 10 станций — попасть на пригородные электропоезда.[14]

[править] Районы Москвы

МЦК проходит через 26 районов Москвы с населением 1,9 млн человек. Жители шести из них (Метрогородок, Бескудниковский, Коптево, Котловка, Хорошево-Мневники и Нижегородский) — а это около 500 тыс. человек — ранее фактически не имели доступа к метро.[15]

Территория вдоль МЦК исторически сначала развивалась, как загородные усадьбы (Покровское-Стрешнево, Михалково, Леоново, Измайлово), впоследствии вдоль железной дороги стали развиваться производства, использующие дорогу, как наиболее дешевый и удобный способ перевозки грузов. В результате, к середине ХХ века территория сложилась, как промышленный пояс города. В настоящее время в зоне влияния МЦК производственные территории составляют наибольшую долю — 1/3. Более половины производственных территорий имеет предпосылки к реорганизации в связи с неэффективным использованием зоны с высоким градостроительным потенциалом под складские и коммунальные функции, хаотичную застройки низкой плотности с низким качеством капитальных объектов и благоустройства. Часть жилой застройки, примерно 1/4 жилого фонда составляет 5-ти этажная застройка, примерно половина из которой, низкого качества и вошла в программу реновации жилого фонда.[16]

[править] Интернет

На МЦК бесплатный интернет предоставляется с момента открытия движения по нему — с 10 сентября 2016 года. По состоянию на декабрь 2017 года устойчивый сигнал есть во всех 42 электричках «Ласточка» и на всех платформах и ТПУ.[17]

В электричках «ЦППК», в «Аэроэкспрессах» и на МЦК действует единая для московского общественного транспорта сеть MT_FREE. Благодаря этому пассажир, подключившись к сети в электричке не должен проходить ее повторно в метро и наземном транспорте.[18]

[править] Диспетчеризация

Диспетчеризация МЦК осуществляется из Информационно-вычислительного центра Московской железной дороги, где создан отдельный диспетчерский круг для Малого кольца.[19]

[править] Последствия создания МЦК

МЦК оттянуло на себя часть пассажиров с метро и электричек. В сентябре 2017 года отмечалось, что 61 % пассажиров МЦК пересели с метро, 26 % — с пригородных электричек, ещё 13 % — жители прилегающих районов, которые добираются до станции пешком или на наземном городском транспорте.[20]

МЦК снизило нагрузку на перегруженные станции метрополитена и городские вокзалы. Благодаря МЦК пассажирам не приходится доезжать до кольцевых станций метро, чтобы сделать пересадку. В сентябре 2017 года отмечалось, что МЦК сократило загрузку самых напряжённых перегонов Кольцевой линии метро на 15 %, Сокольнической — на 20 %, Люблинской — на 14 %, Филевской — на 12 %, Серпуховско-Тимирязевской — на 5 %.[21]

На некоторых непопулярных прежде станциях метро пассажиропоток, напротив, увеличился, разгрузив другие станции. С появлением МЦК пассажиропоток на ст. м. «Кутузовская» вырос в 3,5 раза с 8 тыс. до 29 тыс. человек в сутки. Раньше она входила, по данным Московского метрополитена, в 30 самых непопулярных станций метро Москвы, теперь же разгружает станцию «Киевская».[22]

МЦК связало пригородные электрички, которые идут в центр Москвы, со станциями МЦК. Пассажиры теперь могут, не доезжая до центра города, пересесть на поезда МЦК и двигаться дальше практически по всей территории Москвы. В сентябре 2017 года отмечалось, что нагрузка на Казанский и Рижский вокзалы снизилась на 30 %, на Курский — на 40 %, на Ярославский и Ленинградский — на 20 %.[23][24]

Территории вокруг МЦК уже начали меняться. Здесь стали один за другим открываться новые магазины и рестораны. Растут и цены на жилье. Стоимость новостроек в пешеходной доступности от станций МЦК растёт существенно быстрее рынка.[25]

[править] История

Окружная железная дорога была спроектирована и построена по указанию Николая II, который потребовал от железнодорожников взяться за решение проблемы окружного кольца, потому что Москва в конце XIX века стала огромной товарной «пробкой» по всей железнодорожной сети. Из 13 предложенных проектов был выбран вариант инженера путей сообщения Петра Рошевского, который предложил линию Московской окружной железной дороги диаметром в 54 — 55 км. Министр финансов, а затем глава правительства граф Витте считал, что дорого строить четырёхполосную окружную железную дорогу вокруг Москвы, поэтому было решено построить только два пути. Основное назначение дороги — транзит грузов, то есть передача вагонов с любой ветки, подходящей к Москве, на любую, выходящую из Московского узла. Окружная железная дорога смогла очень быстро решить проблему «товарных пробок». Кроме того, дорога обслуживала промзоны, расположенные рядом с ней. Каждая станция этой дороги имела место для хранения грузов.[26][27]

Буквально с первых же дней по дороге пустили и пассажирские поезда, которые перевозили рабочих и служащих предприятий, находящихся рядом с новым кольцом. Для пассажиров построили станции-вокзалы Владыкино, Воробьёвы Горы, Серебряный Бор, Лихоборы, Лефортово, Канатчиково и др. Причиной закрытия пассажирского движения послужило снижение пассажиропотока — с конца 1920-х народ активно пользовался открывающимися трамвайными и автобусными линиями. С 1934 года и до последнего момента по Малому кольцу московской железной дороги (МКЖД), как потом назвали эту магистраль, ходили только грузовые поезда на дизельной тяге — дорога оставалась не электрифицированной.[28]

Со временем многие промышленные территории вокруг этого кольца пришли в запустение, некоторые производства (например, ЗИЛ) закрылись. Ряд промзон в лучшем случае использовались под склады.[29][30]

Позже эти территории стали активно преображаться, здесь начали строить жильё с социальными объектами, спортивные комплексы и др. Возникла острая необходимость в обеспечении развивающихся территорий удобными транспортными связями. Началась реализация проекта по запуску пассажирского движения по МКЖД.[31]

В 2008 году правительство Москвы и «РЖД» подписали соглашение о реконструкции грузовой железной дороги в пассажирскую.[32]

Работы по реконструкции МКЖД начались в 2013 году.[33]

В апреле 2015 года было начато строительство ТПУ.[34]

В октябре 2015 года генеральный директор ОАО «МКЖД» Алексей Зотов заявил: «В настоящее время мы ведём работы по проектированию 31 остановочного пункта на МКЖД, по 20 из них начались строительно-монтажные работы». Он отметил, что все остановочные пункты будут готовы к сентябрю 2016 года, когда будет запущено пассажирское движение по МКЖД.[35]

В ноябре 2015 года начальник Департамента капитального ремонта и строительства — Москва ОАО РЖД Михаил Меркулов заявил: «В настоящее время готовы 16 остановочных пунктов на Малом кольце, завершаются строительные работы по возведению оставшихся. Уже в марте следующего года начнутся пуско-наладочные работы и обкатка магистрали.»[36]

Всего в ходе строительства инфраструктуры МЦК Было уложено 183 км новых путей, 79 комплектов стрелочных переводов, установлено около 5 тыс. опор контактной сети, смонтированы 178 км линий электроснабжения и 419 км контактного провода, реконструированы и построены 29 мостов и эстакад.[37]

Для организации движения на МЦК «РЖД» купила у «Уральских локомотивов» 33 электропоезда «Ласточка».[38]

Движение по МЦК было открыто 10 сентября 2016 года.[39]

С 1 мая 2017 года на МЦК организовано движение электропоездов с сокращёнными интервалами следования до 5 минут в часы пик и 10 минут в непиковое время (ранее было 6 и 12 минут соответственно). Для обеспечения нового графика эксплуатируемый на МЦК парк электропоездов «Ласточка» увеличен на 9 составов (с 33 до 42 единиц).[40][41][42]

В начале сентября 2018 года на Экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ» в Щербинке успешно завершился двухмесячный комплекс испытаний скоростного 7-вагонного электропоезда «Ласточка», разработанного заводом «Уральские локомотивы» специально для МЦК.[43]

В 2018 году компания «РЖД» совместно с правительством Москвы открыла для пассажиров сразу несколько новых станций на радиальных направлениях Московской железной дороги, построенных в рамках интеграции с МЦК: на Савёловском, Курском, Рижском, Горьковском и Павелецком направлениях.[44]

С 21 ноября 2019 года интервал движения поездов «Ласточка» по МЦК был сокращён до 4 минут в часы пик и 8 минут в остальное время.[45]

В 2019 году «РЖД» начали тестировать электропоезда на МЦК, оснащенные системами технического зрения и дистанционного управления.[46]

[править] Финансы

Проект создания МЦК на базе МКЖД обошёлся АО «Российские железные дороги» (РЖД), федеральному и московскому бюджетам примерно в 140 млрд рублей (по состоянию на сентябрь 2017 года).[47]

«РЖД» обеспечивает эксплуатацию поездов «Ласточка» на МЦК, получая определённую сумму из бюджета Москвы. Доходы «РЖД» на МЦК зависят не от количества перевезённых пассажиров, а только от размеров движения поездов.[48]

[править] Оценки

В мае 2017 года проект МЦК получил признание в рамках награждения Москвы за достижения в области развития транспорта на Глобальном транспортном саммите МСОТ, который проходил в Монреале.[49]

[править] Показатели

[править] Суммарный пассажиропоток

За первый год работы МЦК им воспользовалось более 93 млн пассажиров.[50]

По состоянию на сентябрь 2018 года МЦК воспользовались более 210 млн пассажиров.[51]

К 25 июня 2019 года МЦК воспользовались 334 967 637 пассажиров.[52]

По состоянию на 29 ноября 2019 года МЦК воспользовались 400 млн пассажиров.[53]

По состоянию на 7 октября 2020 года МЦК воспользовались 500 млн пассажиров.

По состоянию на 11 сентября 2023 года на МЦК было совершено 945 млн поездок.[54]

[править] Годовой пассажиропоток

Пассажиропоток на МЦК (млн пассажиров):

  • 2016 год: 27,2[55]
  • 2017 год: 110,8[56]
  • 2018 год: более 129,5[57]
  • 2019 год: более 148[58]
  • 2020 год: 115[59]
  • 2021 год: более 150[60]

[править] Месячный пассажиропоток

Пассажиропоток на МЦК (млн пассажиров):

  • Октябрь 2018 года: 12,6[61]
  • Сентябрь 2019 года: 12,7[62]
  • Октябрь 2019 года: 14,3[63]
  • Ноябрь 2019 года: 13,2[64]

[править] Суточный пассажиропоток

12 сентября 2017 года был установлен новый рекорд пассажиропотока по МЦК — 400 тыс. пассажиров за сутки.[65]

Очередной рекорд пассажиропотока по МЦК был установлен 14 декабря 2017 года — 431 305 пассажиров за сутки.[66]

6 сентября 2018 года был установлен новый рекорд пассажиропотока по МЦК — более 452 тыс. пассажиров за сутки.[67]

26 сентября 2018 года на МЦК было перевезено рекордное количество пассажиров — более 463,3 тыс. человек.[68]

2 октября 2018 года на МЦК было перевезено рекордное количество пассажиров — 490,4 тыс. человек.[69]

7 ноября 2018 года на МЦК было перевезено рекордное количество пассажиров — 501 тыс. человек.[70]

7 декабря 2018 года был установлен очередной рекорд перевозок пассажиров на МЦК — 501 767 человек.[71]

18 февраля 2019 года на МЦК было перевезено рекордное количество пассажиров — более 508,4 тыс. человек.[72]

19 февраля 2019 года на МЦК было перевезено рекордное количество пассажиров — 519 246 человек.[73]

3 апреля 2019 года на МЦК было перевезено рекордное количество пассажиров — 561 956 человек.[74]

29 ноября 2019 года на МЦК было перевезено рекордное количество пассажиров — 571 343 человека.[75][76]

[править] Пассажиропоток станций

Пассажиропоток на станции МЦК «Площадь Гагарина» (млн пассажиров):

  • Октябрь 2018 года: 1,1[77]
  • Сентябрь 2019 года: более 1,1[78]
  • Октябрь 2019 года: более 1,3[79]
  • Ноябрь 2019 года: более 1,1[80]

Пассажиропоток на станции МЦК «Ботанический сад» (тыс. пассажиров):

  • Октябрь 2018 года: 780[81]
  • Сентябрь 2019 года: 727[82]
  • Октябрь 2019 года: 822[83]
  • Ноябрь 2019 года: 753[84]

Пассажиропоток на станции МЦК «Кутузовская» (тыс. пассажиров):

  • Сентябрь 2019 года: 724,5[85]
  • Октябрь 2019 года: 826[86]
  • Ноябрь 2019 года: 851[87]

Пассажиропоток на станции МЦК «Владыкино» (тыс. пассажиров):

  • Октябрь 2018 года: 744[88]

[править] Режим движения поездов

По состоянию на сентябрь 2018 года по МЦК в будни ежесуточно проходят 177 пар поездов «Ласточка» с интервалом от 5 минут в часы пик и до 10 минут во внепиковое время. В выходные — 150 пар.[89]

[править] Финансовые показатели

Доходы от организации транспортного обслуживания АО «РЖД» на МЦК по итогам 2017 года составили 4,6 млрд рублей.[90]

[править] Перспективы

[править] Режим перевозок

Для увеличения пассажиропотока по МЦК планируется сократить интервал движения поездов до 4 минут в 2019 году. Такой график движения позволит увеличить количество пассажиров на 30 %.[91][92]

Дальнейшее сокращение интервал движения поездов (менее 4 минут) можно будет рассматривать при условии внедрения на МЦК системы автоматического управления движением — интервальное регулирование движением поездов по цифровому радио каналу. «Её действие основано на использовании связи стандарта GSM-R, которая позволяет контролировать: местонахождение и скорость электропоездов как по данным от существующий инфраструктуры, так и по сигналам GPS/ГЛОНАСС, дистанцию между электропоездами и корректировать график в режиме онлайн», — говорят в «РЖД».[93]

[править] Беспилотные поезда

В конце 2021 года на МЦК планируется запустить в тестовую эксплуатацию беспилотный электропоезд, соответствующий самому высокому уровню автоматизации, когда машинист в поезде может отсутствовать.[94]

Внедрение беспилотных поездов на МЦК станет возможным только после того как будут учтены и доработаны все замечания опытных поездок и внесений изменений в законодательство.[95]

[править] Интеграция с транспортной системой

В ближайшие годы 17 остановок МЦК будет взаимоувязано с 18 станциями Московского метрополитена, ещё 10 — с девятью станциями и остановочными пунктами Московского железнодорожного узла.[96]

До конца 2018 года запланировано завершить интеграцию МЦК с тремя направлениями Московской железной дороги — Рижским, Павелецким и Горьковским, а в 2019 году — с Ярославским.[97]

[править] Оплата проезда

Face Pay заработает на всех станциях МЦК в 2022 году.[98]

[править] Финансы

Начиная с 2019 года предусмотрена безубыточность МЦК за счёт установления локального тарифа на содержание инфраструктуры.[99]

[править] Ссылки

[править] Схемы

[править] Рунет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Реконструкция МКЖД
  2. [1]
  3. Московская железная дорога: время, события, люди
  4. Московская железная дорога: время, события, люди
  5. [2]
  6. [3]
  7. [4]
  8. [5]
  9. [6]
  10. [7]
  11. [8]
  12. [9]
  13. [10]
  14. [11]
  15. [12]
  16. [13]
  17. [14]
  18. [15]
  19. Московская железная дорога: время, события, люди
  20. [16]
  21. [17]
  22. [18]
  23. Реконструкция МКЖД
  24. [19]
  25. [20]
  26. О кольце
  27. Реконструкция МКЖД
  28. Коммерсантъ: Лицом к кольцу. Как строится Московская кольцевая железная дорога. 14 декабря 2015
  29. Реконструкция МКЖД
  30. Коммерсантъ: Лицом к кольцу. Как строится Московская кольцевая железная дорога. 14 декабря 2015
  31. Реконструкция МКЖД
  32. [21]
  33. ТАСС: Инфраструктура Московского кольца железной дороги готова на 80 %. 16 декабря 2015
  34. ТАСС: Инфраструктура Московского кольца железной дороги готова на 80 %. 16 декабря 2015
  35. На МКЖД ведется строительство 20 станций. 1 октября 2015
  36. Обкатка МКЖД начнется в марте 2016 года. 20 ноября 2015
  37. [22]
  38. [23]
  39. [24]
  40. [25]
  41. [26]
  42. [27]
  43. [28]
  44. [29]
  45. [30]
  46. [31]
  47. [32]
  48. [33]
  49. [34]
  50. [35]
  51. [36]
  52. Московская железная дорога: время, события, люди
  53. [37]
  54. [38]
  55. [39]
  56. [40]
  57. [41]
  58. [42]
  59. Итоги работы
  60. [43]
  61. [44]
  62. [45]
  63. [46]
  64. [47]
  65. [48]
  66. [49]
  67. [50]
  68. [51]
  69. [52]
  70. [53]
  71. [54]
  72. [55]
  73. [56]
  74. Московская железная дорога: время, события, люди
  75. [57]
  76. [58]
  77. [59]
  78. [60]
  79. [61]
  80. [62]
  81. [63]
  82. [64]
  83. [65]
  84. [66]
  85. [67]
  86. [68]
  87. [69]
  88. [70]
  89. [71]
  90. [72]
  91. [73]
  92. [74]
  93. [75]
  94. [76]
  95. [77]
  96. [78]
  97. [79]
  98. [80]
  99. [81]
Личные инструменты