Катастрофа самолёта Ил-76 в Китае 18 мая 2004 года
Материал из Documentation.
18 мая 2004 года самолёт Ил-76ТД 4К-АZ27 азербайджанской авиакомпании «Силк Вэй» выполнял грузовой рейс по маршруту Тайюань — Урумчи — Баку — Урумчи.
Самолёт при взлёте из международного аэропорта Урумчи отделился от земли в конце взлётно-посадочной полосы и, набрав небольшую высоту, снизился, столкнулся с землей, разрушился и загорелся. Все члены экипажа — шестеро граждан Украины и один гражданин Азербайджана — погибли.
Расследование катастрофы проводила комиссия Китая с участием Межгосударственного авиационного комитета.
Состав экипажа:
- Командир воздушного судна — Вячеслав Волин
- Второй пилот — Валерий Самойлов
- Штурман — Сергей Кудряшов
- Бортинженер — Василий Бусыгин
- Бортрадист — Александр Малый
- Старший техник — Василий Куранда
- Бортоператор — Али Рахман оглы Джабаров
Содержание |
[править] Ход событий
Самолёт Ил-76, перевозивший одежду и другие товары народного потребления, вылетел из аэропорта города Тайюань (провинция Шаньси) в Баку в 05:50 утра по местному времени.
В 09:10 он совершил посадку для дозаправки в аэропорту Урумчи (Синьцзян-Уйгурский автономный район).
Катастрофа произошла примерно через две минуты после вылета из аэропорта Урумчи в 10:50 по местному времени. Самолёт упал примерно в 10 км от аэропорта на поле совхоза «Саньпин». Как рассказал работник совхоза Ма Гуйцзюнь, он и трое его товарищей видели, как на хлопковое поле приземлился самолет, однако не остановился, а понёсся к дому местного фермера Ма Цзяньцзюня. Жена Ма Цзяньцзюня Чжан Юйпин, услышав оглушительный взрыв, решила, что на шоссе перед домом произошла авария, но, выглянув в окно, «с ужасом обнаружила, что навстречу несётся огромный самолет, и подумала: вот и конец пришёл». Однако самолёт повернул и остановился, не доехав до дома. Как заявила таксистка Ма Юэлань, проезжавшая мимо во время аварии, экипаж самолёта пытался совершить аварийную посадку и явно искал открытое место, чтобы сесть. «По-моему, самолёт развалился, пока его тащило по земле,— сказала свидетельница.— Весь путь был усеян обломками».
После аварии аэропорт Урумчи был закрыт на три часа. В ходе поисков, которыми занимались около тысячи полицейских и местных жителей, были обнаружены обгоревшие тела всех семерых членов экипажа, а также «чёрный ящик». Погибшие были опознаны.
Как заявил 18 мая 2004 года пресс-секретарь МИД Украины Маркиян Лубкивский, самолёт Ил-76 (регистрационный № 4К-AZ27), выполнявший рейс по маршруту Тайюань — Урумчи — Баку — Рига, принадлежал азербайджанской авиакомпании «Скайвинд». По другим данным, «Скайвинд» в последнее время сдавал самолёт в лизинг украинской частной компании. Однако в минтрансе Украины эту информацию не подтвердили. М.Лубкивский утверждал, что шестеро украинцев, пилотировавших лайнер, работали «по вольному найму». Седьмой член экипажа — гражданин Азербайджана. М. Лубкивский сказал, что правительство Синьцзян-Уйгурского автономного района создало комиссию по расследованию гибели Ил-76. Она начала работу 19 мая 2004 года, после прибытия в Китай представителей Украины и Азербайджана, а также Межгосударственного авиакомитета. По предварительной версии китайских властей, лайнер мог разбиться из-за того, что был перегружен.
Украинский лётчик, который занимается грузовыми авиаперевозками за рубежом, на условиях анонимности рассказал, что для перевозок, подобных той, что осуществлялась в Китае, используются самолёты «в ужасном техническом состоянии», а разрешения на перелёты предоставляются за взятки. «Кроме того, экипаж экономит на топливе, для того чтобы взять побольше груза. Перегрузка в пару тонн — это практически норма»,— утверждал лётчик.
Из-за катастрофы самолета Ил-76 государственное управление гражданской авиации Китая запретило с 29 мая 2004 года выполнение грузовых чартерных авиарейсов из СНГ.[1]
[править] Переговоры экипажа
К — командир воздушного судна
2П — второй пилот
ШТ — штурман
БИ — бортинженер
РИ — речевой информатор
Э — один из членов экипажа
- К: Фары включить. Экипаж взлетаем, рубеж 235
- ШТ: Скорость растёт
- ШТ: 150
- ШТ: 180
- ШТ: 210
- ШТ: Рубеж
- К: Продолжаем взлёт
- РИ: Угол атаки уменьшить
- К: Шасси убрать
- БИ: Шасси убираю
- РИ: Угол атаки уменьшить
- К: Убираются шасси?
- БИ: Убирается
- К: Нормально всё. Фары уберите
- 2П: Фары уберите
- БИ: Фары убираются
- ШТ: Скорость 260
- Э: Куда разворачиваться?
- 2П: Давайте разворот тогда, командир?
- ШТ: Разворот не надо пока. По прямой смотрите
- К: С маленьким кренчиком
- ШТ: Может без крена лучше?
- ШТ: Разгоняйте скорость
- 2П: Отрицательная вертикальная
- К: Беру, беру. Серёга, уйди оттуда
- К: Уходи, Серёга
- 2П: Серёга, уйди
- 2П: Скорость падает
- К: Ой, ребя…
- Э: Всё, капец
[править] Ссылки
- Информация о катастрофе на сайте МАК
- Моделирование катастрофы
- Авиакатастрофа Ил-76ТД 4К-АZ27 в Урумчи
- МИД подтверждает гибель шести украинцев в авиакатастрофе в Китае
- Расследование катастрофы самолета Ил-76 под Урумчи проводят авиационные власти Китая с участием специалистов МАК
- Ил-76 разбился на хлопковом поле