Жилищно-коммунальное хозяйство России

Материал из Documentation.

(Перенаправлено с ЖКХ России)
Перейти к: навигация, поиск



Жилищно-коммунальное хозяйство России (ЖКХ России) — отрасль российской экономики.

Содержание

[править] История

Реформа жилищно-коммунального хозяйства началась с принятия 24 декабря 1992 г. закона «Об основах федеральной жилищной политики», который наметил переход отрасли на самоокупаемость, когда население должно само целиком оплачивать все жилищно-коммунальные услуги, в течение 5 лет. Столь короткий срок был выбран исходя из прогноза, что с 1992 г. в стране начнется экономический рост и до-ходы населения резко увеличатся. Прогноз не оправдался, более того, реальные доходы снизились и рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги оказался болезненным для населения. Поэтому Закон «О внесении изменений в Закон РФ „Об основах федеральной жилищной политики“» от 8 декабря 1995 г. продлил срок поэтапного перехода к полной оплате населением жилья и коммунальных услуг с 5 до 10 лет, то есть до 2003 г.[1]

1 июля 2002 года правительство России начало эксперимент в нескольких городах по внедрению системы персонифицированных социальных счетов и зачислению на них адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг семьям с низкими доходами — в рамках реформирования ЖКХ в 2002—2003 годах. Персонифицированный социальный счет — банковский счет, куда зачисляются субсидии, которые граждане самостоятельно используют для оплаты жилья и коммунальных услуг. На этот счет могла бы перечисляться любая бюджетная помощь (жилищные субсидии, компенсации, пособия и др.), а в дальнейшем компенсации федеральных льгот (система «одного окна»). Новая система предоставления бюджетных субсидий опробовалась вместо традиционного прямого возмещения организациям ЖКХ расходов на предоставление субсидий. Эксперимент должен был подтвердить, что возрастает ответственность бюджетов всех уровней за своевременность и полноту финансирования субсидий, повышается социальная активность и самостоятельность граждан, появляется заинтересованность в учете и снижении потребления ресурсов, уменьшаются иждивенческий настрой и административное давление власти на организации ЖКХ.[2]

В 2007 году был создан Фонд ЖКХ с целью стимулирования реформы ЖКХ и софинансирования региональных программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилья. Основой фонда стали 240 млрд руб., полученных от продажи имущества ЮКОСа. Позднее из федерального бюджета перечислялись дополнительные средства. Всего за 2008—2011 годы фонд освоил более 358 млрд руб., в том числе в 2011 году 28,9 млрд руб.[3]

6 мая 2011 года постановлением правительства N354 были утверждены новые «Правил предоставления услуг ЖКХ».[4]

В ноябре 2011 года Минрегион опубликовал на своём сайте проект постановления правительства об автоматическом «расщеплении» платежей населения за услуги ЖКХ между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями. Документ стал формальным исполнением требования президента Дмитрия Медведева прекратить практику кредитования УК за счет поставщиков ресурсов ЖКХ. «Прокрутка» за счет задержки перечисления поставщикам платежей 96 % граждан, которые оплачивают счета за ЖКУ, позволяла УК, с одной стороны, не испытывать дефицита оборотных средств (за счет оборота отрасли он оценивается в 3 трлн руб. в год), но, с другой — вела к накоплению неплатежей недобросовестными УК и приводила к усугублению проблем при банкротствах таких компаний.[5]

В декабре 2011 года Дмитрий Медведев поручил правительству до 20 марта внести в Госдуму проект федерального закона о продлении работы Фонда ЖКХ ещё на три года — до 1 января 2015 года.[6]

При главе Минстроя России Михаиле Мене появился рынок концессионных проектов в сфере ЖКХ. По данным на 1 января 2018 года, в сфере ЖКХ было заключено 1,8 тыс. концессионных соглашений. Общий объем инвестиций составил более 257 млрд руб.[7]

В августе 2019 года было сообщено, что правительство России утвердило план мероприятий о переходе на расчет тарифов на тепло и воду с использованием эталонных значений. Новый метод призван добиться прозрачного и ясного для потребителей ценообразования. Предполагается, что переход на новый принцип будет стимулировать организации к реальной экономии и повышению эффективности.[8]

[править] Государственная политика

[править] Господдержка отрасли

Динамика объёма расходов консолидированного бюджета России на ЖКХ в 2006—2016 годах, в % ВВП
Динамика объёма расходов консолидированного бюджета России на ЖКХ в 2006—2016 годах, в % ВВП

На дотации отрасли из федерального и местных бюджетов в 1987—1990 гг. уходило 1,1-1,3 % ВВП, в 1996 г. — 3-4, в 1997 г. — 6 %, что значительно превышало совокупные расходы на национальную оборону и правоохранительные органы, тем более — на образование и здравоохранение.[9]

[править] Субсидии на оплату услуг ЖКХ

В большинстве регионов России если в совокупном доходе семьи платеж по ЖКХ составляет больше 22 % дохода, то граждане могут обратиться за субсидией. В Москве речь идёт о 10 % от дохода.[10]

По данным Росстата, в 2016 году на субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг было потрачено 68,76 млрд рублей, а средний размер субсидии составил 1372 рубля. Субсидии в 2016 году получали 3,38 млн российских семей, что составляет всего 6 % от их общего числа.[11]

[править] Льготы по оплате услуг ЖКХ

Помимо субсидий, в России очень много льготных категорий, и это прежде всего ветераны труда, которые получают квоты на оплату коммунальных услуг. На эти квоты государство тратит около 300 млрд рублей ежегодно.[12]

[править] Задолженность по оплате услуг ЖКХ

По данным Федеральной службы судебных приставов, в 2016 году на принудительном исполнении о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным услугам находилось чуть более 4 млн исполнительных производств на сумму 91,1 млрд рублей.[13]

[править] Показатели

[править] Расходы населения

В 2002 году за услуги жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) россияне заплатили на 100 млрд руб. больше, чем в 2001 году.[14]

По итогам первых девяти месяцев 2019 года медианные расходы домохозяйства в России на услуги ЖКХ составили 3826 руб. в месяц. Это на 3 % выше, чем годом ранее. К такому выводу пришли «СберДанные» (входит в Сбербанк) в результате исследования стоимости услуг ЖКХ. В эти услуги включены траты на газ, электроэнергию, водоснабжение, отопление и капремонт.[15]

[править] Зарплата

Медианная зарплата в сфере услуг ЖКХ России по данным СберИндекса (тыс. рублей в месяц):[16]

  • Январь 2021 года: 36,033
  • Май 2021 года: 38,824

[править] Государственное финансирование

В 2010 году федеральный бюджет по направлению «Жилищно-коммунальное хозяйство» потратил 234,9 млрд рублей, а консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации — 836,6 млрд рублей. В 2011 году — 279,8 млрд рублей и 968,7 млрд рублей соответственно.[17]

[править] Долги за услуги ЖКХ

По состоянию на 1 ноября 2011 года задолженность населения России по жилищно-коммунальным услугам составила около 300 млрд рублей.[18]

[править] Ссылки

[править] Росстат

[править] Рунет

[править] Примечания

  1. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  2. [1]
  3. http://kommersant.ru/doc/1831416
  4. http://kommersant.ru/doc/1826458
  5. http://kommersant.ru/doc/1826458
  6. http://kommersant.ru/doc/1831416
  7. [2]
  8. [3]
  9. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  10. [4]
  11. [5]
  12. [6]
  13. [7]
  14. [8]
  15. [9]
  16. Медианная заработная плата
  17. Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства: опыт России и Польши (к Четвертому форуму регионов России и Польши, 21-22 мая 2012 года)
  18. Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства: опыт России и Польши (к Четвертому форуму регионов России и Польши, 21-22 мая 2012 года)
Личные инструменты