Государственные компании России

Материал из Documentation.

(Перенаправлено с Госкомпании России)
Перейти к: навигация, поиск



Государственные компании России — российские компании, полностью или в основном принадлежащие государству.

В России государство традиционно играет важнейшую роль в развитии экономики страны. Оно не только осуществляет регулирование различных экономических процессов, но и участвует в деятельности предприятий, будучи их владельцем. При этом степень государственного участия в разных секторах экономики неодинакова. В ряде отраслей степень огосударствления довольно высокая, в то же время существуют отрасли, в которых государство почти не представлено.[1]

В России действуют три основные формы государственных предприятий: (1) акционерные общества, (2) унитарные предприятия на федеральном, региональном или муниципальном уровнях и (3) государственные корпорации.[2]

Среди госкомпаний такие крупные компании, как «Газпром», «ВТБ», «Сбербанк», «Роснефть», «Объединённая авиастроительная корпорация», «Объединённая судостроительная корпорация», «Российские железные дороги», «Транснефть».

Содержание

[править] История

29 января 1992 года президент России Б. Н. Ельцин подписал указ о начале «малой приватизации».[3] В рамках российских реформ в середине 1992 года была принята программа массовой приватизации средних и крупных предприятий путем распространения ваучеров среди всего населения.[4]

30 июня 1994 г. был завершён первый (чековый) этап приватизации в России.[5][6] 1 июля 1994 года начался «денежный» этап приватизации.[7]

Принятый в ноябре 2002 г. закон о госпредприятиях обязывает каждый ФГУП подчиняться какому-либо госоргану, который осуществляет правомочия собственника.[8]

В 2000-х годах были образованы несколько крупных госкомпаний, объединивших государственные активы целых отраслей российской экономики. Среди таких компаний «Объединённая авиастроительная корпорация» (самолётостроение), «Вертолёты России» (вертолётостроение), «Объединённая судостроительная корпорация» (судостроение), «Объединённая двигателестроительная корпорация» (двигателестроение), «Алмаз-Антей» (производство средств ПВО), «Росатом» (атомная промышленность).

В феврале 2008 года Путин заявил, что появление госкорпораций в ряде отраслей экономики не означает переход к госкапитализму, основная цель их создания — крупные и долгосрочные инвестиции в судо- и авиастроение, оборонный комплекс, на которые частный бизнес пока не готов.[9][10]

В июле 2010 года основные участники процесса планирования приватизации (Минэкономразвития России и Минфин России) предварительно согласовали список из 11 компаний и финансовых институтов, пакеты акций которых должны быть выставлены на продажу в среднесрочной перспективе: «Транснефть», «Совкомфлот», «Роснефть», Сбербанк, ВТБ, «Росагролизинг», ФСК, Россельхозбанк, «РусГидро», «Росспиртпром», и Объединённая зерновая компания (при этом во всех этих компаниях государство планировало сохранить за собой контрольный пакет), а в сентябре 2010 года данный перечень был в целом одобрен и расширен Путиным.[11]

В марте 2011 года президент России Д. А. Медведев дал всем членам правительства РФ срок до 1 октября 2011 года «исключить практику, когда профильные руководители правительства, а именно те, кто отвечает за правила регулирования в конкретных отраслях, занимают места в советах директоров компаний, работающих в условиях конкуренции». Программа была одобрена Белым домом, а соответствующие решения — инициированы на собраниях акционеров госкомпаний: профильных министров и вице-премьеров заменили на независимых директоров. Цель проекта — устранение избыточного влияния госкомпаний на инвестиционный климат, заявлял в марте 2011 года Медведев. Аргументация была выстроена вокруг того, что присутствие в советах директоров представителей государства ограничивает инвестиционную привлекательность госактивов. Это, в свою очередь, сокращало потенциал проекта по приватизации, план которой утвержден до 2014 года.[12]

В декабре 2011 года Путин поручил провести проверки в госкомпаниях на наличие коррупционных схем и связей сотрудников с офшорами. Как отметил Путин, вывод финансовых потоков в офшорные зоны недопустим. «С этим наследием дикой приватизации пора заканчивать», заявил Путин. Вывод средств в офшоры препятствует созданию «нормального делового климата» и привлечению серьезных инвестиций. «Вывод национальной экономики, ее стратегических отраслей из офшорной тени — наша приоритетная задача на ближайший период», — указал он. «Поручаю в течение двух месяцев Минэнерго и МЭР, отраслевым ведомствам с участием госкомпаний, таких как „Газпром“, „Транснефть“, РЖД, „Совкомфлот“, ВТБ, Внешэкономбанк, „Росатом“, доложить о принятых мерах, да и Сбербанку это не мешало бы сделать», — заявил Путин. Минэнерго сообщало, что запросило подробную информацию об участии представителей руководства ряда крупных энергокомпаний и их близких родственников в коммерческой деятельности других организаций. В частности, соответствующее письмо было направлено в «Газпром». 30 декабря 2011 года вице-премьер Игорь Сечин на встрече с Путиным доложил о том, что Минэнерго передало в правоохранительные органы материалы по итогам проверки, возбуждены уголовные дела. При этом Сечин заявил, что уже уволены многие менеджеры. Кроме того, инициированы проверки аналогичных сведений в отношении других крупнейших инфраструктурных компаний.[13][14]

В январе 2012 года Путин заявил, что следует сокращать присутствие крупнейших предприятий и банков с доминирующим участием государства, а также естественных монополий, включая «Газпром», в капитале других хозяйствующих субъектов, выделить из них непрофильные бизнесы, в том числе медиахолдинги. Также, по мнению Путина, нужно ограничить приобретение госкомпаниями новых активов в России.[15]

7 мая 2012 года Путин подписал президентский указ «О долгосрочной государственной экономической политике». Согласно указу, правительству России нужно:[16]

  • внести до 1 ноября 2012 г. изменения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011—2013 годы и утвердить прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2014—2016 годы, предусмотрев завершение до 2016 года выхода государства из капитала компаний «несырьевого сектора», не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса;
  • обеспечить до 1 ноября 2012 г. внесение в нормативные правовые акты изменений, направленных на ограничение приобретения компаниями с государственным участием, в которых Российская Федерация владеет более 50 % акций, государственными унитарными предприятиями, а также организациями, контролируемыми этими компаниями и предприятиями, акций и долей хозяйственных обществ;
  • обеспечить до 1 декабря 2012 г. разработку и реализацию компаниями с государственным участием, в которых Российская Федерация владеет более 50 % акций, программ отчуждения непрофильных активов;
  • обеспечить до 1 марта 2013 г. проведение анализа эффективности работы «консолидированных» государством компаний, включая АО «Объединённая авиастроительная корпорация», АО «Объединённая судостроительная корпорация» и Госкорпорацию «Ростехнологии», в целях подготовки предложений по совершенствованию их управления, обеспечения согласованности стратегий их развития с государственными программами развития соответствующих секторов экономики, завоевания передовых позиций в отдельных сегментах мировых рынков авиационной, судостроительной, информационно-коммуникационной и космической техники.

[править] Доля госкомпаний в различных отраслях экономики

Наиболее сильные позиции государства в транспорте, где «доля» государства достигает 73 %. Основную роль в этой отрасли играют железные дороги, газо- и нефтепроводы (более 90 % общероссийского грузооборота). Железнодорожный транспорт контролируется АО «Российские железные дороги», находящимся в 100 % собственности государства, нефтепроводы — компанией «Транснефть», магистральные газопроводы — «Газпромом».[17]

Производство судов, летательных и космических аппаратов (57 %) занимает второе место по уровню «огосударствления». Это обусловлено господством в этой отрасли ведущих предприятий аэрокосмического комплекса, контролируемых государством, а также сильными позициями государства в крупнейших судостроительных активах. В частности, государственное участие сильно в таких компаниях, как РСК МиГ, Уфимское моторостроительное производственное объединение, Казанский вертолётный завод, Улан-Удэнский авиационный завод, НПО «Сатурн», Объединённая судостроительная корпорация.[18]

Государство, владея более 50 % АО «Газпром», контролирует около 48 % газодобывающей промышленности. При этом «Газпром» не только добывает около 80 % российского газа, но и является монополистом в сфере его экспорта.[19]

Относительно высокая доля государства в электроэнергетике (35 %) обеспечивается его сильными позициями в энергетических гигантах Московского региона («Мосэнерго», МОЭСК), а также в структурах федерального значения (ФСК ЕЭС, «РусГидро», ИНТЕР РАО ЕЭС, Холдинг МРСК). Последние, в свою очередь, владеют контрольными или крупными пакетами акций в большинстве региональных МРСК, ОГК и ТГК.[20]

Производство электронных компонентов, оборудования для радио и телевидения (27 %) занимает четвёртое место по уровню государственного участия. Такое положение связано с сильными позициями ряда предприятий ВПК, работающих в этой области, среди которых выделяются Завод радиотехнического оборудования, Ижевский электромеханический завод «Купол», Тамбовский завод «Октябрь», Омское производственное объединение «Иртыш».[21]

В добыче нефти степень огосударствления снижается до 23 %. Большая часть отрасли находится в частных руках, тогда как государственный контроль осуществляется через активы «Роснефти» и «Газпромнефти». Эти две компании представляют государство и в нефтепереработке, где его позиции уже ослабляются до 8 %. Между тем, если оценивать роль нефтеперерабатывающих активов «Роснефти» и «Газпромнефти» по доле в выпуске продукции, а не по финансовым показателям, удельный вес этих компаний поднимется почти до 19 %.[22]

Позиции государства в таких отраслях, как добыча руд металлов и металлургия, достаточно слабы. Лишь в цветной металлургии степень огосударствления достигает 3 % за счёт приобретения «Ростехнологиями» контроля над ВСМПО-АВИСМА, тогда как в чёрной металлургии и добыче руд металлов полностью господствует частный сектор.[23]

Достаточно высока доля государства в транспортной обработке грузов и организации перевозок (19 %). Основное воздействие на формирование этого показателя оказывают «Газпром ПХГ», занимающийся системой подземных хранилищ газа, а также Новороссийский морской торговый порт, «Росморпорт», международный аэропорт Шереметьево.[24]

В двух отраслях машиностроительного комплекса — производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов и производстве машин и оборудования — степень государственного участия достигает 17 % и 15 %, соответственно. Приобретение «Ростехнологиями» крупных пакетов в КАМАЗе и АвтоВАЗе позволило обеспечить государственное присутствие в автомобилестроении. НПЦ газотурбостроения «Салют», ряд крупнейших предприятий, входящих в Объединённую двигателестроительную корпорацию, которая является 100%-й специализированной дочерней компанией АО «ОПК „Оборонпром“», а также две структуры «Газпрома» представляют «государственные» интересы в производстве машин и оборудования.[25]

Доля участия государства в телекоммуникациях составляет 14 % и основывается на позициях объединённого «Ростелекома», который 1 апреля 2011 г. завершил присоединение 8 региональных компаний «Связьинвеста», а также ряда ФГУПов. Между тем около 50 % доходов отрасли давно контролируется большой тройкой операторов мобильной связи («Вымпелком», МТС, «Мегафон»).[26]

В целлюлозно-бумажной промышленности степень проникновения государства составляет 12 %. Она обусловлена доходами только одного предприятия — ФГУП «Госзнак», тогда как ключевые активы отрасли уже много лет находятся в частных руках.[27]

В строительстве (9 %) огосударствление связано в основном с деятельностью строительных структур РЖД, «Газпрома», ФСК ЕЭС.[28]

Аналогичную долю — 9 % — в производстве алкогольных напитков государству удается удержать прежде всего за счёт республиканских «Татспиртпрома» и «Башспирта».[29]

В остальных отраслях уровень огосударствления незначителен, особенно в лёгкой и пищевой промышленности. Практически отсутствует государство в угледобывающей промышленности.[30]

[править] Инновации

Подробнее см. также: Инновации в России

Особую ставку в планах развития инновационной деятельности российское государство делает на крупные госкомпании. Во-первых, госкомпании продолжают занимать командные высоты в целом ряде базовых отраслей: судостроении, авиастроении, энергетике, нефте- и газодобыче и т. д. Поэтому запуск инновационных процессов в них даст импульс к цепной реакции инновационных преобразований в данных отраслях и экономике в целом. Во-вторых, в случае с госкомпаниями Правительство помимо стандартных экономических мер стимулирования инноваций может использовать и административное принуждение, причем для этого не требуется ревизии законодательства, достаточно только ясно обозначенной политической воли.[31]

В начале 2010 года Президент Дмитрий Медведев поручил крупным госкомпаниям разработать программы инновационного развития и предусмотреть значительное расширение расходов на НИОКР. Итоги работы были рассмотрены в ходе 20-го заседания Комиссии при Президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшегося 31 января 2010 года в Арзамасе. К назначенному сроку подготовили планы инновационного развития 9 из обозначенных Президентом 22 компаний, контролируемых государством: «Росатом», «Ростехнологии», «Транснефть», корпорация «Тактическое ракетное вооружение», «РАО Энергетические системы Востока», «Федеральная сетевая компания ЕЭС», «Роснефть», «Русгидро», концерн ПВО «Алмаз-Антей». Для большинства же (13 компаний) выполнение этой задачи к обозначенному главой государства сроку оказалось непосильным: «Российские железные дороги», «Газпром», АЛРОСА, «Аэрофлот — Российские авиалинии», холдинг МРСК, Объединенная судостроительная корпорация, РКК «Энергия», ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, Объединенная авиастроительная корпорация, АвтоВАЗ, Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения», «Современный коммерческий флот», Инвестиционная компания связи.[32]

Такие крупные структуры, как, например «Росатом», «Русгидро» или ФСК, целью создания своих программ инновационного развития сделали не просто рапорт о выполнении президентского поручения, а поиск и внедрение передовых технологий и техники в деятельность своих производственных подразделений и управленческих структур.[33]

В 2011 году программы инновационного развития приняли все 46 компаний с госучастием, к которым правительство обратилось с таким поручением. В октябре 2011 года заместитель министра экономического развития Олег Фомичев заявил: «На эти компании приходится 20 % создаваемого в стране ВВП. И если они реализуют свои программы, это кардинально изменит ситуацию в экономике». По словам Фомичева, согласно принятым для 46 компаний с госучастием программам развития, только в 2011 году планируется инвестировать в инновации порядка 700 млрд рублей, из них 230 млрд — на НИОКР. В феврале 2012 года Минэкономразвития начнет проверку госкомпаний на предмет выполнения утвержденных инновационных программ. У РЖД объём финансирования гражданских НИОКР в 2011 году составит 5,75 млрд рублей без НДС, а к 2015-му он должен вырасти до 18,5 млрд «Газпром» планирует выделить на реализацию своей программы 2,7 трлн рублей, «Ростехнологии» намерены потратить на инновационное развитие до 2020 года 1 трлн рублей и создать венчурный фонд объёмом до $1 млрд. В 2011—2015 годах инвестиции компании «Роснефть» в инновационную деятельность должны достигнуть 52 млрд рублей.[34][35]

Большинство компаний закладывает в свои программы рост инвестиций не только в модернизацию (или замену) оборудования, но и в НИОКР. Так, «Аэрофлот», который год назад упоминался в числе отстающих, поставил себе задачу за два года «выйти на принятый в мире среднеотраслевой уровень расходов на НИОКР». В 2011 году они составили 0,1 % от выручки компании, в 2012-м — 0,2 %, а с 2013 года — 0,3 %. В денежном выражении это 135 млн рублей в 2011 году и 316 млн рублей в 2012 году.[36]

В «РусГидро» широкая программа разработок была запущена только в 2011 году, и в результате в 2011 году расходы на НИОКР более чем в десять раз превысили аналогичный показатель 2010 года. «В 2012 году мы также ожидаем роста, хотя уже не столь существенного»,— отметили в пресс-службе компании. Согласно паспорту программы инновационного развития, расходы на НИОКР должны достичь 3 % от выручки.[37]

В «Росатоме» темпы роста инвестиций выглядят следующим образом: 19,2 млрд рублей в 2011 году, 25,8 млрд — в 2012-м, и 35 млрд — в 2013-м. Расходы на НИОКР здесь планируется довести с 3,1 % до 4,5 % от выручки, «что соответствует и даже превосходит уровень затрат на НИОКР ведущих мировых технологических компаний». К концу 2011 года росатомовские организации обладали 2465 патентами и 1065 ноу-хау (в 2012 году прогнозируется рост показателей на 10 %), и лицензионных договоров ими подписано уже более 60. Самими патентами «Росатом» не торгует — это, по выражению заместителя гендиректора Вячеслава Першукова, была бы «смерть для высокотехнологичной компании»: «Патенты могут понадобиться для разработки новых технологий».[38]

По итогам 2011 года российские госкомпании потратили на свои инновационные программы 900 млрд рублей, что вдвое больше, чем в 2010 году.[39]

[править] Эффективность госкомпаний

Одним из важнейших вопросов, которые возникают при оценке уровня государственного участия в национальной экономике, является сравнение эффективности деятельности частных предприятий и компаний, контролируемых государством.[40]

В 2011 году «Российская газета» писала, что проведённый анализ показывает, что на уровне крупнейших отраслевых компаний нельзя сделать однозначный вывод о преимуществах государственных или частных компаний. В сравнительной динамике роста ключевых отраслей и секторов экономики за последние три года, которая, в частности, может рассматриваться как индикатор устойчивости к кризисным потрясениям, обнаруживаются следующие тенденции. Прежде всего коэффициент корреляции между темпами роста и уровнем участия государства в отрасли очень близок к нулю. Кроме того, среднегодовые темпы роста четырех видов экономической деятельности с наивысшим уровнем «огосударствления» (транспорт; производство судов, летательных и космических аппаратов; добыча газа; электроэнергетика) составляли 1,8 % в 2008—2010 гг., тогда как в полностью «частных» отраслях (пищевая, легкая, угледобывающая, добыча руд металлов) этот показатель достигал лишь 1,2 %. Оценка экономической эффективности крупнейших предприятий на основе их финансовой отчетности по Российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) также не дает однозначной картины. По уровню рентабельности активов и норме чистой прибыли могут лидировать как частные предприятия, так и компании, контролируемые государством. Анализ сравнительной эффективности ведущих холдингов, проведенный на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), может стать еще одним подтверждением того, что государственное участие в компаниях не делает их менее эффективными. К примеру, в нефтегазовом секторе «Газпром» не так сильно отстает от Новатэка по уровню рентабельности активов, тогда как этот показатель у «Роснефти» незначительно отличается от рентабельности «ЛУКОЙЛа».[41]

[править] Закупки госкомпаний

Осенью 2012 года отмечалось, что ежегодно российские госкомпании тратят на закупки около 7 трлн рублей.[42]

До недавнего времени информация о закупках госкомпаний не являлась публичной. С октября 2012 года госкомпании стали обязаны публиковать информацию о своих закупках на официальном общероссийском портале.[43]

[править] Зарубежные активы

Российские государственные компании владеют заметными активами за рубежом. Так, международная сеть группы ВТБ насчитывает более 30 «дочерних» банков и финансовых компаний, в том числе во Франции, Великобритании, Ирландии, Германии, Австрии. ВЭБ имеет десять представительств, в том числе в Великобритании, Германии, Италии и Франции. Сбербанк ведёт деятельность в 22 странах, его «дочки» работают в восьми государствах Центральной и Восточной Европы.[44]

У «Газпрома» 12 представительств за рубежом, в том числе в Брюсселе и Риге. В Амстердаме расположена штаб-квартира «дочки» Gazprom International. Холдинг владеет долями в газовых компаниях более 20 стран. В ЕС «Газпрому» также принадлежат доли в трубопроводах и нескольких подземных хранилищах. Помимо крупных активов в Южной Америке и Азии у «Роснефти» есть доли в четырех НПЗ в Германии. Компании принадлежит часть завода в Италии и доли в СП с Exxon Mobil в Техасе и Канаде.[45]

Представительства РЖД есть в 11 странах, «дочки» в шести: Финляндии, Германии, Голландии, Франции, Монголии и Армении. Конечными пунктами маршрутов РЖД являются 11 стран Европы, включая Францию, Германию, Чехию, Финляндию. Самолёты «Аэрофлота» выполняют рейсы в 52 страны, в странах Европы находятся 47 пунктов назначения. «Совкомфлот» имеет представительства в Лондоне, Лимасоле, Мадриде, Сингапуре и Дубае.[46]

[править] Показатели

Сальдированный финансовый результат (прибыль прибыльных минус убытки убыточных) акционерных обществ в федеральной собственности в России (трлн рублей):[47][48]

  • 2016 год: 1,395
  • 2017 год: 1,181
  • 2018 год: 1,806
  • 2019 год: 2,432
  • 2020 год: −0,371
  • 2021 год: 4,692
  • 2022 год: 2,136

[править] Ссылки

Компании России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
ОПК  РостехОборонпромВСМПО-АвисмаРусСпецСтальОДК-СатурнМоторостроительАлмаз-АнтейМотовилихинские моторыУралвагонзаводТактическое ракетное вооружениеИжмаш
Авиационная промышленность  ОАКМиГКазанский авиационный заводВертолёты РоссииАвиастар-СПИркутКомсомольский-на-Амуре авиационный завод
Судостроение  Объединённая судостроительная корпорацияСеверная верфьСеверное машиностроительное предприятиеАдмиралтейские верфиПСЗ «Янтарь»Балтийский заводЗвездочкаВыборгский судостроительный заводАмурский судостроительный заводДВЗ «Звезда»Красное СормовоКрыловский государственный научный центрСредне-Невский судостроительный завод
Двигателестроение  ОДК-СатурнОДК-КлимовПермский моторный заводММП им. В. В. ЧернышёваНПЦ газотурбостроения «Салют»АвтодизельУфимское моторостроительное производственное объединение
Сельскохозяйственное машиностроение  РостсельмашХК «Тракторные заводы»
Энергетическое машиностроение и урановый цикл  Силовые машиныМосковский электрозаводЭлсибЭмАльянсОбъединенные машиностроительные заводыЗиО-ПодольскНИИ НПО «Луч»ОКБ «Гидропресс»Пролетарский заводНевский заводКалужский турбинный заводКрасный котельщик‎Сибэнергомаш - Барнаульский котельный заводЭМК-АтоммашУралэлектротяжмашЧеховэнергомашБелэнергомашЗавод турбинных лопатокЛенинградский металлический заводЭлектросила
Ракетно-космическая промышленность  РКК «Энергия»НПО машиностроенияМосковский институт теплотехникиГосударственный космический научно-производственный центр им. М. В. ХруничеваНПО ЭнергомашГосударственный ракетный центр им. В. П. МакееваРКЦ «Прогресс»Российский научно-исследовательский институт космического приборостроенияИнформационные спутниковые системы им. М. Ф. РешетнёваНаучно-производственное объединение имени С. А. ЛавочкинаВсероссийский научно-исследовательский институт электромеханики с заводом имени А. Г. ИоисифянаНаучно-испытательный центр ракетно-космической промышленностиЦНИИ «Комета»ЦКБ тяжёлого машиностроенияАрсенал им. М. И. ФрунзеВоткинский заводРадиотехнический институт имени академика А. И. БергаНПЦ автоматики и приборостроенияКурчатовский институт
Транспортное машиностроение  ТрансмашхолдингУралвагонзаводАлтайвагонзаводРузаевский завод химического машиностроенияКоломенский заводТверской вагоностроительный завод
Автомобильная промышленность  Русские машиныГАЗАвтоВАЗСоллерсЗИЛКамАЗVolga-SiberХендэ Мотор Мануфактуринг Рус
Станкостроение  СединРязанский станкозаводСтерлитамакский станкостроительный заводСавёловский машиностроительный заводИвановский завод тяжелого станкостроения
Радиоэлектронная промышленность  СитрониксАнгстремКонцерн «Вега»Концерн «Созвездие»ОАО «Светлана»Научно-производственное предприятие «Полёт»Корпорация Аэрокосмическое оборудование
Энергетика  ФСК ЕЭСРусГидроРосатомРосэнергоатомТВЭЛЭнергоатомИнтер РАОХолдинг МРСКИркутская сетевая компанияЛенэнергоМОЭСКТюменьэнергоЕвросибэнергоИркутскэнергоЭнергетические системы ВостокаКомплексные энергетические системыТатэнергоБашкирэнергоЯкутэнергоОбъединенный институт ядерных исследованийОГК-1ОГК-2ОГК-3ОГК-4ОГК-5ОГК-6ТГК-1ТГК-2МосэнергоТГК-4ТГК-5ТГК-6ТГК-7ТГК-8ТГК-9ТГК-10ТГК-11ТГК-12ТГК-13ТГК-14РАО «ЕЭС России»Атомэнергопроект
Нефтегазовая промышленность  БашнефтьГазпромРоснефтьЛУКойлТНК-BPСургутнефтегазТатнефтьРусснефтьСлавнефтьНоватэкЮКОССахалин-1Томскнефть
Угольная промышленность  СибуглеметСУЭКГруппа БелонРусский угольРаспадскаяКузбассразрезугольПолосухинская
Металлургия и добывающая промышленность  Evraz Group (Западно-Сибирский металлургический комбинатНовокузнецкий металлургический комбинат) • Норильский никельСеверстальРусалНижнетальгильский металлургический комбинатКачканарский ГОКМагнитогорский метизный заводНоволипецкий металлургический комбинатУГМКМечелМеталлоинвестОбъединённая металлургическая компанияТрубная металлургическая компанияЧТПЗАЛРОСАПромышленно-металлургический холдингРусская медная компанияЧелябинский электрометаллургический комбинатПолюсЭСТАРАмурметаллМагнезитМеталлургический завод «Электросталь»Русская горнорудная компанияСоюзметаллресурсКомпания «Вольфрам»Приморский ГОККировградский завод твердых сплавовНовосибирский оловянный комбинатМинерал ГруппСоликамский магниевый заводЭнергопром МенеджментКаменск-Уральский металлургический заводКрасноярский завод цветных металловВыксунский металлургический заводМагнитогорский металлургический комбинат
Химическая промышленность  ЕврохимУралкалийФосагроСильвинитАкронДорогобужСИБУР ХолдингТатаро-американские инвестицииАмтелУфанефтехимСаянскхимпластТольяттиазотТрансаммиакКуйбышевазотЗавод Полимеров Кирово-чепецкого химического комбинатаНикохимУралхимНижнекамскшинаРоссийский научный центр «Прикладная химия»
Промышленность строительных материалов  Евроцемент группНоворосцементСибирский цементСебряков-цементМордовцементВостокцементРАТМ Цемент Холдинг
Лесопромышленный комплекс  Континенталь МенеджментГруппа «Илим»ОАО «Кондопога»Балахнинский бумажный комбинатАрхангельский ЦБКБайкальский целлюлозно-бумажный комбинат
Фармацевтическая промышленность  ФармстандартВерофармСИА ИнтернешнлПротэкХимрарНПО Микроген МЗ РФМосхимфармпрепаратыОтечественные лекарства (Валента)»Фарм-центрФармсинтезФармстандарт-лексредства
Пищевая промышленность и АПК  Вимм-Билль-ДаннГруппа «Разгуляй»Зерновая компания «Настюша»ЮнимилкМираторгГруппа ЧеркизовоГруппа компаний «Доминант»Солнечные продуктыРусагроПродимекс-холдингЭФКОХолдинговая компания «Золотой Колос»Вамин ТатарстанЮг РусиОГОПродоАркадаСтойленская ниваСАХОПриоскольеОптифудБелгранкормТалинаЗАО фирма «Агрокомплекс»Красный Восток АгроАгро-БелогорьеСибирская Аграрная ГруппаМоссельпромЭксимаПтицефабрика РоскарАвидаРусские фермыРусское мореРосспиртпромЭркен-Шахарский сахарный заводБассольЛебедянскийЧистая водаСибирский берегАбрау-Дюрсо
Лёгкая промышленность  SelaГлория Джинс
Строительство  ПИКСУ-155ЛСРДСК-1ГлавстройИнтекоСтарградТрест Камдорстрой
Связь  СвязьинвестАФК «Система»ВымпелкомМегафонМежрегиональный ТранзитТелекомТаттелекомПочта РоссииРТРСКосмическая связьМГТСМТСТранстелеком
СМИ  ВГТРКОстанкиноРИА НовостиПервый каналПетербург-Пятый каналИТАР-ТАССRussia TodayГолос РоссииГазпром-медиа
Транспорт  ТранснефтьРоссийские железные дорогиСовременный коммерческий флотНовошипДальневосточное морское пароходствоПриморское морское пароходствоМурманское морское пароходствоСеверо-западное пароходствоМорской порт Санкт-ПетербургаМосковское речное пароходствоОбь-Иртышское речное пароходствоВолжское пароходствоЛенское объединенное речное пароходствоНовороссийский морской торговый портРостовский портАэрофлотАвиакомпанияАвиакомпания СибирьТрансаэроЮТэйрУральские авиалинииМеждународный аэропорт ШереметьевоМеждународный аэропорт «Владивосток»Ист-лайнМеждународный аэропорт «Внуково»Международный аэропорт «Пулково»Международный аэропорт «Сочи»Аэропорт КольцовоАэропорт ТолмачевоМеждународный аэропорт «Калининград»Дальневосточная транспортная группаРосморпортАэропорт НовыйВнуковские авиалинии
Торговля  X5 Retail Group N.V.МагнитДикси ГруппОАО «Лента»Седьмой конитнентГруппа компаний «Виктория»Торговый дом «Копейка»Аптечная сеть 36,6ЕвросетьИНВАЭльдорадо
Финансы  ИнкомбанкВЭБМежкомбанкОНЭКСИМбанкСбербанк РоссииВТБВТБ-ЛизингРосагролизингНефтяной
Гостиницы  МетропольАлтайЗолотой колосВосход
Другие компании  ABBYYAVVAKaspersky LabM2M TelematicsАгентство по страхованию вкладовАО «ЛогоВАЗ»Арзамасский машиностроительный заводАрсеналАтомредметзолотоАтомстройэкспортБашкирская топливная компанияВластилинаВолгограднефтемашГазпроминвестхолдингГазпром нефтьГорно-химический комбинатГрознефтегазДелко-2Илим ПалпКЭС-ХолдингКиришинефтеоргсинтезКонструкторское бюро машиностроенияКриогенмашКурганский машиностроительный заводКБ приборостроенияЛарс-МаркетЛидер–ресурсМедиа-МостМетахимМосковский нефтеперерабатывающий заводММММикронНТ-МДТОбъединённые машиностроительные заводыОптоганОпытный завод «Луч»РособоронэкспортРадиотехнические и информационные системыРеалбаза хлебопродуктовРоссийская венчурная компанияРоссийская корпорация нанотехнологийРоствертолРусский дом «Селенга»СИБУРПЭТФСело ВорошиловаСухойТ-платформыТермофорТехснабэкспортТибетУнихимтекУралпластикУральский асбестовый ГОКУфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкцийХопёр-ИнвестЧараЧепецкий механический заводЭлараЯндекс
Прочее  Машиностроительные компанииКомпании цветной металлургииКомпании чёрной металлургииЭлектроэнергетические компанииКомпании розничной торговлиТелекоммуникационные компанииЧОПыГосударственные компанииДоля компаний на мировом рынкеКрупнейшие российские компании-экспортёрыНарушения законодательстваЗарубежная деятельностьЗакупки компаний
Личные инструменты