Гнёздово
Материал из Documentation.
Гнёздово — комплекс археологич. памятников в России на обоих берегах Днепра у дер. Гнёздово (11-15 км к западу от центра Смоленска, частично входит в его черту). Включал ок. 3,5-4 тыс. курганов (сохранилось около половины) в 8 группах, 2 городища, 2 селища.[1]
Внимание к Г. привлекла находка клада серебряных украшений при строительстве железной дороги в 1867. Раскопки с 1874 (М. Ф. Кусцинский, В. И. Сизов, С. И. Сергеев, И. С. Абрамов, В. А. Городцов , Е. Н. Клетнова, И. И. Ляпушкин , Е. В. Каменецкая). Планомерное комплексное изучение (с 1949) начал Д. А. Авдусин, продолжают Т. А. Пушкина и В. В. Мурашёва.[2]
Г. — один из опорных памятников (10 — нач. 11 вв.) для изучения эпохи формирования Древнерусского государства. Центр. поселение (городище и окружающее его селище при впадении р. Свинец в Днепр; площадь ок. 20 га, раскопано более 6000 м2) было ремесленно-торговым центром на пути «из варяг в греки», местом пребывания дружины и сбора дани (погостом). Следы ювелирного, гончарного, косторезного, железообрабатывающего ремёсел (сырьё, инструменты, заготовки, брак, отходы), араб. и визант. монеты 8-10 вв., весы и гирьки, импортные бусы, стеклянная и поливная посуда, шёлковые ткани, бронзовые иран. светильник в виде женской головки и визант. энколпион 10 в. с изображением Богоматери Знамение, многочисл. находки оружия, сканд. амулетов, украшений, бытовых предметов и др.[3]
Раскопано более 1100 погребений. Характерны трупосожжения под курганами, со 2-й пол. 10 в. появились трупоположения. Известны погребения в камерах столбовой или срубной конструкции, в ладье, есть парные могилы (мужчина и женщина), захоронения воина с конём и др. Детали обряда указывают на этническую (славяне, скандинавы и др.) и социальную (знать, воины, ремесленники и т. д.) неоднородность населения Г. Особую группу составляют «большие курганы» — с парными трупосожжениями, сопровождаемые пиршественными наборами с металлич. котлами, особым размещением оружия и др., аналогичные некоторым «княжеским курганам» Скандинавии (Скопинтул в Швеции, Меклебуст в Норвегии) и Руси (Гульбище, Чёрная Могила в Чернигове). Уникальна найденная в 1949 в погребении 1-й четв. 10 в. амфора крымского производства, на стенке которой процарапана древнейшая др.-рус. надпись: «горушна» (одно из толкований — «горчица»). С Г. связано не менее 9 монетных и денежно-вещевых кладов 10 в., в том числе содержащие богатые слав. и сканд. украшения. Дискуссия о характере Г. тесно связана с проблемой происхождения Смоленска.[4]
Материалы 12-17 вв. известны лишь на центр. городище, где, вероятно, располагалась усадьба феодала. В 17 в. здесь находилась резиденция католического священника (печь с зелёными поливными изразцами с латинскими и польскими надписями, польско-швед. монеты и др.).[5]
Содержание |
[править] История поселений
В общих чертах развитие Гнёздова представляется в следующем виде. Во второй половине IX века в прибрежной части Днепра в устье р. Свинки возникает поселение площадью около 4 га и рядом — небольшая группа курганов. Постепенно поселение разрастается, достигая к середине X века 15 га. В это время на мысе левого берега р. Свинки сооружается городище площадью около 1 га. Параллельно разрастается курганный некрополь, состоявший из нескольких групп. Около середины X в. возникает еще второй поселенческий комплекс (городище и селище) в устье р. Ольши, а рядом с ним курганный могильник.[6]
На рубеже X—XI вв. и в первой половине XI в. поселения в Гнёздове приходят в упадок.[7]
[править] Население поселений
Не вызывает сомнения полиэтничность населения, оставившего Гнёздовский археологический комплекс. Уже один из первых исследователей курганов В. И. Сизов утверждал, что население здесь было разноплеменным, но доминировали кривичи. О последнем свидетельствуют и абсолютное тождество многих курганов Гнездова и синхронных достоверно кривичских погребальных насыпей Смоленского Поднепровья, и распространенность в Гнездовских курганах исключительно славянской глиняной посуды. Смоленские кривичи, согласно археологическим данным, сформировались в условиях ассимиляции местного балтского населения, поэтому вполне объяснимы балтские культурные особенности, выявляемые в некоторых Гнездовских курганах. Не исключено, что среди захоронений есть и собственно балтские, так как в IX—X вв. процесс славянизации аборигенов еще не был завершён. Среди населения Гнездова имелись также славянские переселенцы из Дунайского региона.[8]
Отчетливо выявляется и участие скандинавского этнического компонента в генезисе населения Гнездова. Скандинавским ритуалом было погребение умершего в ладье, помещение железной гривны с молоточками Тора на остатки погребального костра или на урну с остатками трупосожжения, а также захоронение в убранстве с парой скорлупообразных фибул. Согласно Д. А. Авдусину, среди девятисот пятидесяти курганных погребений, раскопанных в Гнездове, надежно скандинавскими можно считать примерно пятьдесят.[9]
Элементы разноэтничности гнездовского населения выявляются в основном в курганах двух первых стадий. Постепенно культурные различия нивелируются. Это довольно отчетливо наблюдается по стиранию норманнских этнических признаков в больших курганах. Наиболее ранние такие курганы характеризуются трупосожжением в ладьях, ориентировкой их по линии север — юг, железными гривнами с молоточками Тора и набором скандинавских фибул. На следующей стадии от норманнского обряда в больших курганах остаются сожжение в ладье и набор женских украшений. Ориентированы эти захоронения уже с запада на восток. На поздней стадии сожжение в ладье становится не обязательным, господствует широтная ориентировка, скандинавские украшения отсутствуют.[10]
Согласно изысканиям В. А. Булкина, во второй половине X в. обряд трупосожжения в ладье из этнического (скандинавского) превращается в социальный — он становится привилегией верхнего слоя гнездовского населения и не зависит от племенного происхождения погребенных. Параллельно протекал процесс смешения разноэтнических признаков и в обрядности, и в погребальных инвентарях, получают распространение так называемые вещи-гибриды, сочетающие в себе скандинавские и местные элементы. Все это делает неразличимыми индивидуальные племенные черты погребенных в курганах. Формируется единое древнерусское дружинное сословие.[11]
[править] Монеты
Древнейшая фаза Гнездовского комплекса маркирована находками монет в курганах, наиболее ранние из которых: дирхем 842—843 годов, два дирхема 848—849 годов, а также византийская монета императора Феофила 829—842 годов.[12]
[править] Византийские изделия
В Гнездове найдены византийские монеты и украшения, датируемые IX веком. Но подавляющее большинство артефактов византийского круга (фрагменты стеклянной посуды, стеклянные игральные шашки, амфорная тара, стеклянные перстни и браслеты, поливная керамика), условно относимых к «массовому материалу» и отражаю¬щих регулярные торговые связи, выпадает в точно стратифицированных слоях Гнездова только начиная с середины X века.[13]
[править] Ссылки
- В Смоленской области нашли захоронения викингов
- В Гнёздове впервые в истории открыли причал, относящийся к пути «из варяг в греки»
[править] Примечания
- ↑ Гнёздово
- ↑ Гнёздово
- ↑ Гнёздово
- ↑ Гнёздово
- ↑ Гнёздово
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Очерки начальной Руси / Алексей Толочко. — Киев; Санкт-Петербург: Лаурус, 2015
- ↑ Очерки начальной Руси / Алексей Толочко. — Киев; Санкт-Петербург: Лаурус, 2015