Гнёздово

Материал из Documentation.

(Перенаправлено с Гнездово)
Перейти к: навигация, поиск



Гнёздово — ком­плекс ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков в России на обо­их бе­ре­гах Днеп­ра у дер. Гнёз­до­во (11-15 км к за­па­ду от цен­тра Смо­лен­ска, час­тич­но вхо­дит в его чер­ту). Вклю­чал ок. 3,5-4 тыс. кур­га­нов (со­хра­ни­лось око­ло по­ло­ви­ны) в 8 груп­пах, 2 го­ро­ди­ща, 2 се­ли­ща.[1]

Вни­ма­ние к Г. при­влек­ла на­ход­ка кла­да се­реб­ря­ных ук­ра­ше­ний при строи­тель­ст­ве же­лез­ной до­ро­ги в 1867. Рас­коп­ки с 1874 (М. Ф. Кус­цин­ский, В. И. Си­зов, С. И. Сер­ге­ев, И. С. Аб­ра­мов, В. А. Го­род­цов , Е. Н. Клет­но­ва, И. И. Ля­пуш­кин , Е. В. Ка­ме­нец­кая). Пла­но­мер­ное ком­плекс­ное изу­че­ние (с 1949) на­чал Д. А. Ав­ду­син, про­дол­жа­ют Т. А. Пуш­ки­на и В. В. Му­ра­шё­ва.[2]

Г. — один из опор­ных па­мят­ни­ков (10 — нач. 11 вв.) для изу­че­ния эпо­хи фор­ми­ро­ва­ния Древнерусского государства. Центр. по­се­ле­ние (го­ро­ди­ще и ок­ру­жаю­щее его се­ли­ще при впа­де­нии р. Сви­нец в Днепр; пло­щадь ок. 20 га, рас­ко­па­но бо­лее 6000 м2) бы­ло ре­мес­лен­но-тор­го­вым цен­тром на пу­ти «из ва­ряг в гре­ки», ме­стом пре­бы­ва­ния дру­жи­ны и сбо­ра да­ни (по­гос­том). Сле­ды юве­лир­но­го, гон­чар­но­го, кос­то­рез­но­го, же­ле­зо­об­ра­ба­ты­ваю­ще­го ре­мё­сел (сы­рьё, ин­ст­ру­мен­ты, за­го­тов­ки, брак, от­хо­ды), араб. и ви­зант. мо­не­ты 8-10 вв., ве­сы и гирь­ки, им­порт­ные бу­сы, стек­лян­ная и по­лив­ная по­су­да, шёл­ко­вые тка­ни, брон­зо­вые иран. све­тиль­ник в ви­де жен­ской го­лов­ки и ви­зант. эн­кол­пи­он 10 в. с изо­бра­же­ни­ем Бо­го­ма­те­ри Зна­ме­ние, мно­го­числ. на­ход­ки ору­жия, сканд. аму­ле­тов, ук­ра­ше­ний, бы­то­вых пред­ме­тов и др.[3]

Рас­ко­па­но бо­лее 1100 по­гре­бе­ний. Ха­рак­тер­ны тру­по­сож­же­ния под кур­га­на­ми, со 2-й пол. 10 в. поя­ви­лись тру­по­по­ло­же­ния. Из­вест­ны по­гре­бе­ния в ка­ме­рах стол­бо­вой или сруб­ной кон­ст­рук­ции, в ла­дье, есть пар­ные мо­ги­лы (муж­чи­на и жен­щи­на), за­хо­ро­не­ния вои­на с ко­нём и др. Де­та­ли об­ря­да ука­зы­ва­ют на эт­ни­че­скую (сла­вя­не, скан­ди­на­вы и др.) и со­ци­аль­ную (знать, вои­ны, ре­мес­лен­ни­ки и т. д.) не­од­но­род­ность на­се­ле­ния Г. Осо­бую груп­пу со­став­ля­ют «боль­шие кур­га­ны» — с пар­ны­ми тру­по­сож­же­ния­ми, со­про­во­ж­дае­мые пир­ше­ст­вен­ны­ми на­бо­ра­ми с ме­тал­лич. кот­ла­ми, осо­бым раз­ме­ще­ни­ем ору­жия и др., ана­ло­гич­ные не­ко­то­рым «кня­же­ским кур­га­нам» Скан­ди­на­вии (Ско­пин­тул в Шве­ции, Мек­ле­буст в Нор­ве­гии) и Ру­си (Гуль­би­ще, Чёр­ная Мо­ги­ла в Чер­ни­го­ве). Уни­каль­на най­ден­ная в 1949 в по­гре­бе­нии 1-й четв. 10 в. ам­фо­ра крым­ско­го про­из­вод­ст­ва, на стен­ке ко­то­рой про­ца­ра­па­на древ­ней­шая др.-рус. над­пись: «го­руш­на» (од­но из тол­ко­ва­ний — «гор­чи­ца»). С Г. свя­за­но не ме­нее 9 мо­нет­ных и де­неж­но-ве­ще­вых кла­дов 10 в., в том числе со­дер­жа­щие бо­га­тые слав. и сканд. ук­ра­ше­ния. Дис­кус­сия о ха­рак­те­ре Г. тес­но свя­за­на с про­бле­мой про­ис­хо­ж­де­ния Смо­лен­ска.[4]

Ма­те­риа­лы 12-17 вв. из­вест­ны лишь на центр. го­ро­ди­ще, где, ве­ро­ят­но, рас­по­ла­га­лась усадь­ба фео­да­ла. В 17 в. здесь на­хо­ди­лась ре­зи­ден­ция ка­то­ли­че­ского свя­щен­ни­ка (печь с зе­лё­ны­ми по­лив­ны­ми из­раз­ца­ми с латинскими и поль­скими над­пи­ся­ми, поль­ско-швед. мо­не­ты и др.).[5]

Содержание

[править] История поселений

В общих чертах развитие Гнёздова представляется в следующем виде. Во второй половине IX века в прибрежной части Днепра в устье р. Свинки возникает поселение площадью около 4 га и рядом — небольшая группа курганов. Постепенно поселение разрастается, достигая к середине X века 15 га. В это время на мысе левого берега р. Свинки сооружается городище площадью около 1 га. Параллельно разрастается курганный некрополь, состоявший из нескольких групп. Около середины X в. возникает еще второй поселенческий комплекс (городище и селище) в устье р. Ольши, а рядом с ним курганный могильник.[6]

На рубеже X—XI вв. и в первой половине XI в. поселения в Гнёздове приходят в упадок.[7]

[править] Население поселений

Не вызывает сомнения полиэтничность населения, оставившего Гнёздовский археологический комплекс. Уже один из первых исследователей курганов В. И. Сизов утверждал, что население здесь было разноплеменным, но доминировали кривичи. О последнем свидетельствуют и абсолютное тождество многих курганов Гнездова и синхронных достоверно кривичских погребальных насыпей Смоленского Поднепровья, и распространенность в Гнездовских курганах исключительно славянской глиняной посуды. Смоленские кривичи, согласно археологическим данным, сформировались в условиях ассимиляции местного балтского населения, поэтому вполне объяснимы балтские культурные особенности, выявляемые в некоторых Гнездовских курганах. Не исключено, что среди захоронений есть и собственно балтские, так как в IX—X вв. процесс славянизации аборигенов еще не был завершён. Среди населения Гнездова имелись также славянские переселенцы из Дунайского региона.[8]

Отчетливо выявляется и участие скандинавского этнического компонента в генезисе населения Гнездова. Скандинавским ритуалом было погребение умершего в ладье, помещение железной гривны с молоточками Тора на остатки погребального костра или на урну с остатками трупосожжения, а также захоронение в убранстве с парой скорлупообразных фибул. Согласно Д. А. Авдусину, среди девятисот пятидесяти курганных погребений, раскопанных в Гнездове, надежно скандинавскими можно считать примерно пятьдесят.[9]

Элементы разноэтничности гнездовского населения выявляются в основном в курганах двух первых стадий. Постепенно культурные различия нивелируются. Это довольно отчетливо наблюдается по стиранию норманнских этнических признаков в больших курганах. Наиболее ранние такие курганы характеризуются трупосожжением в ладьях, ориентировкой их по линии север — юг, железными гривнами с молоточками Тора и набором скандинавских фибул. На следующей стадии от норманнского обряда в больших курганах остаются сожжение в ладье и набор женских украшений. Ориентированы эти захоронения уже с запада на восток. На поздней стадии сожжение в ладье становится не обязательным, господствует широтная ориентировка, скандинавские украшения отсутствуют.[10]

Согласно изысканиям В. А. Булкина, во второй половине X в. обряд трупосожжения в ладье из этнического (скандинавского) превращается в социальный — он становится привилегией верхнего слоя гнездовского населения и не зависит от племенного происхождения погребенных. Параллельно протекал процесс смешения разноэтнических признаков и в обрядности, и в погребальных инвентарях, получают распространение так называемые вещи-гибриды, сочетающие в себе скандинавские и местные элементы. Все это делает неразличимыми индивидуальные племенные черты погребенных в курганах. Формируется единое древнерусское дружинное сословие.[11]

[править] Монеты

Древнейшая фаза Гнездовского комплекса маркирована находками монет в курганах, наиболее ранние из которых: дирхем 842—843 годов, два дирхема 848—849 годов, а также византийская монета императора Феофила 829—842 годов.[12]

[править] Византийские изделия

В Гнездове найдены византийские монеты и украшения, датируемые IX веком. Но подавляющее большинство артефактов византийского круга (фрагменты стеклянной посуды, стеклянные игральные шашки, амфорная тара, стеклянные перстни и браслеты, поливная керамика), условно относимых к «массовому материалу» и отражаю¬щих регулярные торговые связи, выпадает в точно стратифицированных слоях Гнездова только начиная с середины X века.[13]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Гнёздово
  2. Гнёздово
  3. Гнёздово
  4. Гнёздово
  5. Гнёздово
  6. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  7. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  8. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  9. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  10. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  11. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  12. Очерки начальной Руси / Алексей Толочко. — Киев; Санкт-Петербург: Лаурус, 2015
  13. Очерки начальной Руси / Алексей Толочко. — Киев; Санкт-Петербург: Лаурус, 2015
Личные инструменты