Верховный суд Республики Дагестан


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Верховный суд Республики Дагестан — судебный орган России.

Содержание

[править] История

Единая судебная система впервые в истории Дагестана была создана на основании Положения об управлении Дагестанской областью, утвержденного 5 апреля 1860 года. До этого судопроизводство осуществлялось по адатам и шариату разными общественными структурами.

Указанным Положением был учрежден Дагестанский областной народный суд, который являлся апелляционной инстанцией для девяти окружных судов. Окружные суды, в свою очередь, были апелляционной инстанцией для сельских словесных судов, созданных во всех сельских обществах.

Все суды работали под руководством военной администрации, находились на государственном обеспечении. Председатели Дагестанского областного народного и окружных судов назначались военным командованием. Депутаты (члены суда) для Дагестанского и окружных судов избирались сроком на 3 года от населения по числу наибств, входящих в округ. Сельский словесный суд состоял из председателя и двух судей, избираемых сельским обществом. Во всех судах судопроизводство осуществлялось по адатам, шариату и особым постановлением военных властей.

После установления Советской власти Дагревком 24 июля 1920 г. утвердил Положение о судах Дагестана, согласно которому учреждались суды двоякого типа. В трех городах (Темир-Хан-Шура, ныне Буйнакск, Петровск, ныне Махачкала, Дербент) были созданы народные суды, учрежденные Декретом ВЦИК. На всей территории Дагестана были учреждены народные шариатские суды (сельские, окружные, Дагестанский), которые действовали на основании Положения о шариатских судах и тоже находились на государственном обеспечении Параллельно с шариатскими, по решению Дагобкома РКП(б), стали создаваться и народные суды.

В ноябре 1927 Вторая сессия ЦИК ДАССР года законодательно закрепила ликвидацию шариатских судов.

Образованный в 1920 г. в Революционный трибунал стал рассматривать наиболее важные уголовные дела, главным образом, о контрреволюционной деятельности, крупной спекуляции, дезертирстве.

В феврале — марте 1923 был поставлен и подготовлен на уровнях Вседагестанского ЦИК и Всероссийского ЦИК вопрос об организации высшего судебного органа Дагестана.

22 марта 1923 г. под председательством М. И. Калинина Всероссийский ЦИК принял постановление «Об учреждении Главного суда Дагестанской Советской Социалистической Республики», который был образован в составе уголовной, гражданской и дисциплинарной коллегий.

На все приговоры и решения Главсуда по первой инстанции кассационные жалобы и протесты следовало подавать в кассационные коллегии по уголовным и гражданским делам Верхсуда РСФСР.

Первым председателем Главсуда стал Алиев Ибрагим Махмудович, выпускник юридического факультета Московского университета, работавший к этому времени наркомом юстиции Дагестана и секретарём Дагобкома РКП(б).

В обращениях Главсуда и Наркомата юстиции ДССР в ДагЦИК (апрель 1923 г.), отмечалось неудовлетворительное материальное положение судов и судебных работников, малочисленность состава Главсуда, трудности явки в Главсуд свидетелей особенно, из горных районов. ставился, в частности, вопрос о временном оставлении дел об убийствах в ведении народных судов.

3 февраля 1923 г. Президиум Верховного Трибунала (Верховного суда) Всероссийского ЦИК одобрил проект постановления ВЦИК об учреждении высшего судебного органа в Дагестанской республике под наименованием Главный суд Дагестанской Социалистической Советской Республики.

На 15 января 1925 г. в Главсуде работали 6 судей: двое русских, тюрк, аварец, еврей, белорус. С высшим образованием — 3, средним — 1, низшим — 2, члены РКП(б) — 5, беспартийный — 1. Следователей — 3 (2 кумыка, 1 армянин). Технических работников — 22, обслуживающий персонал (конвоиры и т. п.) — 13.

Главсуд в письме в Дагкомитет РКП(б) от 17 января 1925 г. на вопрос о том, как учитываются бытовые, религиозные, семейные отношения при разборе дел, сообщал: «Малосознательность привлекаемых к суду, их имущественное положение и неизжитые традиции религии и быта строго учитываются судебной и кассационной коллегиями, которые неуклонно проводят в жизнь общую политику рабоче-крестьянского Правительства. Есть тормозы в работе: несвоевременные выборы заседателей, их неграмотность и неопытность, неявка в суд свидетелей из других округов».

С принятием в 1937 году новой Конституции ДАССР Главный суд республики был переименован в Верховный суд ДАССР. Он вышел из ведения Наркомата юстиции и занял отдельное место в системе государственной власти. Верхсуд осуществлял контроль за судебной деятельностью народных судов, в НКЮ сосредоточились функции судебного управления.

Дальнейшая история Верховного суда Дагестана в основных чертах совпадает с историей всей судебной системы России, включая её советский период, в том числе и времена массовых внесудебных репрессий.

Длительное время Верховный суд ДАССР испытывал острый недостаток квалифицированных кадров. По состоянию на ноябрь 1949 года в Верхсуде работали 12 судей, из них с высшим образованием — 3, средним юридическим −2, с курсовой подготовкой — 5, без какой — либо подготовки — 2. Шесть судей имели неполное среднее либо низшее образование.

В пятидесятые годы это положение было исправлено. Постановлением Верховного Совета ДАССР от 18 апреля 1957 г. был избран новый состав Верховного суда, в котором высшее юридическое образование имели все судьи. Председателем Верховного суда ДАССР был тогда переизбран Пакалов Ахмед Гаджиевич (годы его работы 1955—1962). В последующем председателями Верховного суда республики работали Аливердиев Али Абутрабович (1962—1970 г.г.) и Омаров Авадзи Саидович (1970—1995 г.г.).

С апреля 1995 года Верховный суд Республики Дагестан возглавляет Анвар Магомедалиевич Магомедов.

[править] Известные дела

[править] Ссылки

[править] Примечания


Политика России
Президент  Б. Н. Ельцин (1991—1999) • В. В. Путин (1999—2008, с 2012) • Д. А. Медведев (2008—2012) • Администрация президентаПослания президента Федеральному собраниюБюджетные послания президентаПрезидентские выборы (1991, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012)
Правительство Председатели правительстваВ. С. Черномырдин (1992—1998) • С. В. Кириенко (1998) • Е. М. Примаков (1998—1999) • С. В. Степашин (1999) • В. В. Путин (1999—2000) • М. М. Касьянов (2000—2004) • М. Е. Фрадков (2004—2007) • В. А. Зубков (2007—2008) • В. В. Путин (с 2008) • Россия при правительстве Е. М. ПримаковаРоссия при первом правительстве В. В. ПутинаЗаместители председателя правительстваМинистерство юстицииМинистерство финансовМинистерство транспортаМинистерство сельского хозяйстваМинистерство природных ресурсовМинистерство образования и наукиМинистерство обороныМинистерство здравоохранения и социального развитияМЧСМВДФедеральная таможенная службаФедеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзоруФедеральная служба по финансовому мониторингуФедеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей средыФедеральная служба по военно-техническому сотрудничествуРосстатФедеральная антимонопольная службаФСОФСКНФедеральная служба безопасностиСВР
Федеральное собрание  ГосдумаСовет федерацииВыборы в Госдуму (1993, 1995, 1999, 2003, 2007, 2011)Председатели ГосдумыСовета федерацииДепутаты ГосдумыЧлены Совета федерации
Судебная власть  Верховный судКонституционный судВысший арбитражный судМосковский городской судВерховный суд Северной ОсетииВерховный суд Дагестана
Внутренняя политика 1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999)2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012)Политические партии Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Яблоко», СПС, «Либеральная Россия», «Патриоты России», «Правое дело»)
Социально-экономическая политика Экономические реформы в 1990-е годыЭкономические реформы в 2000-е годы
Государственные символы ФлагГербГимн
Прочее  Государственное устройствоГосударственное управлениеВнешняя политикаДемографическая политика
Личные инструменты