Баку — Тбилиси — Джейхан

Материал из Documentation.

(Перенаправлено с Баку-Тбилиси- Джейхан)
Перейти к: навигация, поиск



Баку — Тбилиси — Джейхан — нефтепровод из Азербайджана в Турцию.

[править] История

Главным направлением внешнеэкономической деятельности Турции на постсоветском пространстве являлось участие в освоении перспективных нефтегазовых районов Прикаспия и в транспортировке добываемых здесь энергоресурсов.

Впервые вопрос о строительстве основного экспортного нефтепровода из района каспийской нефтедобычи к терминалам турецкого порта Джейхан на Средиземном море Турция подняла в начале 1990-х годов, вскоре после того, как она ввела эмбарго на перекачку иракской нефти через турецкую территорию и, таким образом, прекратила её поставки мировым импортёрам.

5 марта 1993 года между Турцией и Азербайджаном было подписано соглашение о транспортировке азербайджанской нефти в Джейхан. Однако после свержения правительства Абульфаза Эльчибея это соглашение перестало действовать.

Но Турция продолжала настойчиво продвигать идею строительства нефтепровода на Джейхан как среди нефтедобывающих прикаспийских государств, так и среди крупнейших западных нефтяных компаний. После создания в 1994 году Азербайджанского международного нефтяного консорциума (АМНК) Турция получила в нём лишь 5 % акций, которые Азербайджанская государственная нефтяная компания из своей квоты выделила турецкой нефтяной компании ТПАО.

Несмотря на столь малое прямое участие в осуществлении нового международного нефтяного проекта, Турция тут же стала настаивать на том, чтобы в повестку дня нефтяного консорциума был внесен вопрос о приоритетном строительстве 1730-километрового нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан. На этот раз, несмотря на прямую поддержку турецкого проекта со стороны американского правительства, руководство АМНК приняло решение использовать уже имеющийся нефтепровод Баку — Новороссийск.

В 1995 году под давлением Турции, поддержанной США, АМНК принимает решение о строительстве альтернативного новороссийскому нефтепровода Баку — Супса. Одновременно Турция продолжала настаивать на необходимости ограничения поставок каспийской нефти через российскую территорию.

1 июля 1994 года, под предлогом обеспечения безопасности судоходства в Черноморских проливах, турецкое правительство в одностороннем порядке, в нарушение международного соглашения в Монтре 1936 года, ввело новый судоходный регламент, ограничивающий прохождение через проливы торговых судов, прежде всего, большегрузных и перевозящих опасные грузы. С самого начала было очевидным, что турецкие санкции направлены против российского нефтяного экспорта и в поддержку турецкого проекта строительства основного экспортного нефтепровода на Джейхан. Российское правительство подало протест в Международную морскую организацию на неправомерные действия турецкой стороны, и та, в свою очередь, хотя и констатировала, что «навигация через Проливы постоянно увеличивает риск для судоходства, безопасности окружающей среды, а также для проживающего здесь мирного населения», всё-таки обязала Турцию неукоснительно соблюдать положения конвенции Монтре и снять все ограничения на проход торговых судов через Проливы. Тем не менее, вплоть до настоящего времени Турция продолжает чинить препятствия российским танкерам в их свободном проходе из Чёрного в Средиземное море.

После того как Россия доказала свою способность доставки практически всей добываемой в то время в прикаспийском регионе нефти через нефтепроводы, проходящие по её территории (в 2001 году вступил в строй новый магистральный трубопровод от Тенгизского месторождения в Казахстане до Новороссийска), Турция стала указывать на недостатки российских экспортных нефтепроводов. Так, в Турции заявляли, что пропускные возможности порта Джейхан намного превышают новороссийские. Кроме того, Джейхан был готов к отгрузке нефти круглогодично, в отличие от Новороссийска, где в зимнее время случаются шторма, препятствующие загрузке танкеров. В то же время турецкая сторона постоянно указывала на то, что мощности российских нефтепроводов не хватит, когда с прикаспийских месторождений пойдет большая нефть.

Позицию турецкого правительства по вопросу строительства основного экспортного нефтепровода на Джейхан постоянно поддерживали США, однако какое-то время американские нефтяные корпорации учитывали свои экономические расчёты и дистанцировались от прямой поддержки этого проекта. То же самое можно сказать о позиции прикаспийских государств, большинство из которых, кроме Азербайджана, вначале достаточно осторожно высказывались на этот счёт.

Ситуация стала меняться с 1997 года, когда президент Билл Клинтон заявил о своей поддержке турецкого проекта. После этого последовало заявление вице-президента крупнейшей американской нефтяной компании «Амоко» Джима Нороски, который заявил, что предпочтение, в конечном итоге, должно быть отдано проекту Баку — Джейхан, несмотря на его дороговизну и протяжённость.

В октябре 1998 года американский представитель по Каспию Джон Вулф заявил в Анкаре, что в АМНК должны прекратиться обсуждения, блокирующие начало строительства нефтепровода Баку — Джейхан. Через год, 18 ноября 1999 года, после завершения стамбульского саммита ОБСЕ руководители Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, Грузии и Турции подписали официальное соглашение о строительстве магистрального нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан. Под этим документом стоит также подпись президента США Б.Клинтона, в качестве гаранта его выполнения.

15 апреля 2000 года в Казахстан с рабочим визитом прибыла Государственный секретарь США Мадлен Олбрайт. В ходе встречи с ней Президент Казахстана подтвердил политику многовариантной направленности трубопроводов для экспорта каспийских энергетических ресурсов, включая проект Баку-Тбилиси-Джейхан.

В январе 2002 года руководитель ГНКАР Натик Алиев заявил, что западные инвесторы согласились кредитовать 70 % стоимости строительства нефтепровода Баку — Джейхан

12 августа 2008 года секретарь Совета национальной безопасности Грузии Александр Ломая заявил, что российские самолёты провели бомбардировку нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Ранее представители России не раз заявляли, что не намерены мешать работе этого нефтепровода.

За 2010 год по трубопроводу по «Баку-Тбилиси-Джейхан» было экспортировано (по данным контрольно-измерительных приборов) 35 млн 181 тыс. 267,6 тонны нефти.[1]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. http://www.1news.az/economy/oil_n_gas/20110329124658414.html
Нефть
Рынок нефти  ГерманияГрузияРоссияСШАЭстония
Цены на нефть  ГерманияРоссияСША
Запасы нефти  РоссияСаудовская АравияСШАМетодики оценки
Нефтепроводы  Баку — Тбилиси — ДжейханБалтийская трубопроводная система-IIВосточная Сибирь — Тихий океанКаспийский трубопроводный консорциум
Нефтяная промышленность  РоссияСаудовская АравияСША
Нефтеперерабатывающая промышленность  РоссияСША
Нефтяные компании  Abu Dhabi National Oil CompanyBPChevronConocoPhillipsEniExxonMobilKuwait Petroleum CorporationNational Iranian Oil CompanyNigerian National Petroleum CorporationPetroChinaPetroleos MexicanosPetroleos de Venezuela S.A.Royal Dutch/ShellSaudi AramcoSinopecStatoilБашнефтьЛУКойлРоснефтьСургутнефтегазТатнефть
Экспорт нефти  МексикаРоссияСаудовская Аравия
Импорт нефти  ГерманияСША
Транзит нефти  Транзит через БелоруссиюТранзит через ГрузиюТранзит через ПольшуТранзит через Россию
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Прочее  ОПЕКСланцевая нефть
Личные инструменты